Людмила Бирюкова
Автор

ИГИЛ. Дорога в никуда

Людмила Бирюкова
Автор
03.09.2015

По официальным данным, из Чеченской Республики с намерением вступить в ряды воинствующих группировок на территории Сирии и близлежащих государств ушло около 400 человек. Из них на сегодня вернулись или, точнее, были возвращены общими усилиями родителей, силовых структур, по приблизительным данным, 35-40 человек.

Такое неравнозначное соотношение цифр, конечно, не может не беспокоить тех, кто в той или иной степени участвует в активной и повседневной работе за умы и сердца молодежи и юношества. Об этой тревожной тенденции говорят и во всевозможных государственных и общественных организациях республики, и на всех уровнях властных и законодательных структур.

Борьба за умы и сердца молодежи — задача №1

На данном этапе в регионе это стало  задачей номер один. Такая  неблагополучная ситуация реально существует, это признают все. Вместе с тем, почти все  сходятся и во мнении, что проблема эта  решаема при должном всестороннем  подходе  к ней и  приложении  максимума усилий для ее решения. 

Активное участие в  такой  работе  принимают,  помимо правоохранительных и надзорных органов, парламентарии, сотрудники Департамента  по связям с религиозными и общественными организациями  администрации главы и правительства ЧР, Духовного управления  мусульман, юристы и  представители  общественных организаций республики.

«…Все думают, что ваххабизм, терроризм — только на Кавказе. Это не так. Последователи есть везде, в любом регионе, в Москве. Они (террористы. — Ред.) нередко вербуют людей в мечетях, в соцсетях. У боевиков ИГИЛ, террористов нет ничего общего с исламом, суннами Пророка. Это подтверждают великие ученые исламского мира, с которыми я имел беседы, — говорит глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. — Ваххабизм — опасная структура, поддерживаемая Западом. Просто так создать такую мощную группировку невозможно…  Отток молодежи есть. Из Чеченской Республики уходят, из Москвы уходят, из других регионов уходят. Духовные управления, не в обиду им, работают плохо над этим. Не могут противостоять. Главы субъектов, Духовное управление, общественные организации должны вести мощную разъяснительную работу. У нас есть подготовленные специалисты, ученые исламского направления, которые отчетливо понимают опасность этого течения. С ними мы должны объединиться, проводить конференции, встречи, диалоги. Надо очень много работать, чтобы это зло остановить», — констатирует Рамзан Кадыров.

История с почти счастливым концом

Таковой  можно  назвать историю возвращения  из Сирии  уроженца Грозного, 22-летнего Саида Мажаева. Хотя окончательную  точку,  даже в этом случае, пока еще рано ставить.  Парень еще  должен  окончательно прийти в себя,  как  бы  реабилитироваться в глазах окружающих и найти свое место в жизни. Это одна из самых  известных историй, которая, в частности,  имеет религиозный  подтекст.

Мажаев учился основам религиозной науки в Грозном. Затем, объявив родителям, что хочет повышать свои религиозные познания, уехал в Турцию, а  оттуда уже перебрался в Сирию.  Прибыв туда,  уже  на месте  понял, как  сильно ошибался и заблуждался.  

В  реальности все выглядит совершенно не так, как ему говорили  и показывали  в Интернете или он  сам читал об этом в «исповедях» от других, таких же  «сподвижников, борцов за веру».  Когда Мажаев  окончательно понял свою ошибку, то решил выбираться из Сирии. Саид позвонил матери, сказал, что  хочет приехать домой, и попросил  ее  помочь ему в этом. Далее формальные процедуры в турецком и российском консульствах, хотя и сопряженные с  закономерными трудностями  в его случае, привели Мажаева на Родину.  В общей сложности за границей Саид провел  несколько месяцев, но под уголовную ответственность  попали последние два месяца его пребывания там. Мажаев  принял решение  обратиться с повинной в правоохранительные органы и  активно помогал следствию в ведении  самого  процесса, раскрытии  собственного преступления  и противоправных действий других, так или иначе сопряженных с его случаем ухода в ряды «ИГ».

В итоге, по словам  адвоката Мажаева  Заурбека  СадахановаСаид получил восемь месяцев условного срока заключения  под стражу, которые истекли за время проведения следствия. 

«Это — единственный случай, когда человек за  такое правонарушение получил  такое минимальное и легкое наказание. В мае 2014 года внесены изменения в законодательство РФ. За подобные  преступления суд может приговорить к заключению на срок от пяти до десяти лет.  Отбывать этот срок  придется  в специальных  учреждениях УФСИН. И,  как правило, в  других  регионах  страны», — комментирует ситуацию адвокат Садаханов.

А наш «герой» Саид  Мажаев  сейчас планирует восстановить учебу, работать  и помогать своей семье.  Помимо этого он приезжает на встречи с такими же молодыми людьми, в  образовательные учреждения, в общественные  организации, рассказывает о своих заблуждениях и о том, как  он пришел к  осознанию того, что совершил большую ошибку в своей еще очень молодой  жизни. Предостерегает от подобных ошибок своих ровесников и тех, кто помладше.

Заурбек Садаханов, авдвокат,  член Совета при главе ЧР  по развитию гражданского общества и правам человека: 

«Абсолютно  разные случаи  и причины  бывают   ухода молодых людей в ряды так называемых бойцов ИГИЛ. Попадают туда те, кто  очень  даже обеспечен  материальными благами, или, наоборот, имеющие серьезные социальные проблемы. Пытающиеся  таким образом  убежать от  своей жизненной ситуации туда, где все будет по-другому, лучше, справедливее и т.п.  Очень разные  по  своим  характерам юноши и девушки принимают решение переступить этот порог, за которым  сначала — неизвестность, затем — у кого разочарование или смятение, а в конечном счете — взрослое, реальное  наказание за  совершенные противоправные действия.  Конечно, религиозная составляющая этих поступков имеет весомый характер, так  как является действенным  аргументом   для молодых людей, у которых  сильно развито чувство религиозной принадлежности, социальной справедливости, протеста против  каких-то существующих  в обществе  неправильных, на их  взгляд, порядков и  вещей, настроений. В общем, целый спектр чаяний и мыслей в принципе, характерных для  активно формирующейся личности в юные и молодые  годы. Но вектор их направленности — неконструктивный и нерезультативный, если можно так сказать. И который, конечно же,  необходимо менять на позитивный и созидательный с нашей  помощью».

Между  тем сотрудники Департамента по связям с религиозными и общественными  организациями правительства ЧР на каждой  своей  встрече с  жителями республики или выступлениях  в СМИ подчеркивают, что   молодежи  необходимо   рассказывать об истинном исламе. Проводить просветительскую работу среди подростков и юношей по профилактике негативных влияний радикальных идеологий, чуждых  религиозным,  национальным традициями  и ценностям  чеченского  народа. И о том, что родителям следует более ответственно  подходить к воспитанию детей, контролировать, чем они занимаются в свободное  время,  и быть в курсе их интересов.

Из  зоны  «дискомфорта» в зону риска

Психолог со стажем  Мариет  Шидаева работает с женщинами, пострадавшими  от насилия в семье, в грозненской  организации «Женщины за развитие». И говорит, что наиболее частыми причинами ухода девушек и молодых женщин из дома является непонимание в семье и даже, в некоторых случаях, применение к ним силовых  методов воздействия. Многие из них  и попадаются в ловушки экстремистских  организаций  религиозного  толка, искусно расставленные в соцсетях, и при помощи своих сторонников, работающих с такой категорией людей  в реальной жизни. В налаживании контактов с такими отчаявшимися  женщинами вербовщики применяют действенные психологические приемы. Это выслушивание их проблем и чаяний с сочувствием и пониманием, советы и напутствия, как их решить или как от них избавиться  радикальным способом, уйдя из семьи и  примкнув, например,  к «воинам за религию». Такое  решение, в конечном счете,  и принимают  некоторые девушки и даже семейные  женщины, имеющие детей. По данным  республиканских  служб правопорядка, факты возвращения  «оттуда» молодых женщин хоть и единичны, но уже  имеются.

Мариет Шидаева, психолог  АНО  ЧР «Женщины за развитие»:

«У нас пара месяцев, как  начал работать новый  специальный проект в этом направлении. Прошло уже предварительное обсуждение будущих мероприятий, которые  будем проводить вместе с другими нашими коллегами и партнерами. Теперь  открыта «горячая» линия  нашей организации — телефон  доверия, по которому девушки и женщины, не нашедшие понимания в кругу своих родных и близких, могут обратиться со своей проблемой. Пока звонков от таких радикально  настроенных девушек не было, но  думаю, что точно будут. И мы  полностью готовы к такому  диалогу.  Каждый из нас переживает за эту ситуацию, так как  почти во  всех  семьях есть юноши и девушки, которые  могут стать объектом воздействия таких  псевдорелигиозных идеологов».

Хеда Саратова, руководитель независимого информационно-аналитического агентства  «Объектив» в Грозном,  член Совета при главе ЧР по развитию гражданского общества и правам человека:

«Мы,  общественники, юристы, сопровождаем  дела, связанные с такого рода преступлениями. К нам  параллельно с адвокатом Садахановым  обратились   родители  этого  самого  Саида Мажаева, возвратившегося  из Сирии.  Этот случай получил широкую огласку благодаря СМИ, в том числе и  федеральным телеканалам, на которых был показан сюжет про уроженца Грозного, скажем  так, удачно вернувшегося из Сирии.  И как следствие, большой  резонанс среди тех, кто попал в аналогичную ситуацию не только в нашей республике, но и  в дугих субъектах   страны. Ко мне  и тогда, и сейчас  неоднократно  обращаются родители юношей и девушек не только из  нашей республики, но  разных российских городов с просьбой  помочь вернуть домой их  заблудших сыновей и дочерей».

Это беда  не только Чеченской Республики, Кавказа, даже России, но и всего цивилизованного мира.   Не обойтись нам в этом  деле без налаживания общих усилий для спасения наших юношей и девушек от этого  «наваждения» с явно преступным подтекстом.  Эти психологические «игры» затем плавно переходят в плоскость реальных противоречий со светским законом, истинными религиозными нормами, моралью и  традициями наших предков. И, в первую  очередь,  приводят к потере взаимопонимания со  своими  родными  и близкими, к разрыву  связей с  ними, со своей Родиной. Это беда, и бороться с  ней  нам всем надо сообща. Каждый человек конкретно на своем месте должен работать с нашей  молодежью. Иначе положительных  результатов нам в этом деле не дождаться в обозримом будущем.