Алексей Мокроусов
Автор

Мурат Гассиев: «Я знал, для чего эти жертвы, и, как показало время, они были не напрасны»

Алексей Мокроусов
Автор
17.01.2017

Прошло чуть больше месяца с того момента, как земля кавказская пополнилась еще одним чемпионом мира: 3 декабря 2016 года в Москве 23-летний боксер Мурат Гассиев выиграл бой против Дениса Лебедева за пояс чемпиона мира по версии IBF в первом тяжелом весе. Своей уверенной победой уроженец Северной Осетии заставил обратить на себя внимание любителей «спорта для джентльменов» не только в России, но и за рубежом.

Для информационно-аналитического портала «Кавказ Сегодня» Мурат Гассиев ответил на самые популярные вопросы, интересующие его поклонников.
 
- Мурат, мы с трепетом и большим сопереживанием наблюдали за вашим последним поединком за чемпионский титул против тяжеловеса Дениса Лебедева. За все двенадцать раундов, которые вам пришлось боксировать, не покидала одна-единственная мысль: как все же может обернуться жизнь. Расскажите, пожалуйста, мог ли тот пятнадцатилетний маленький мальчик из станицы Архонской, который только пришел в боксерский зал Владикавказа, представить, что к своим молодым, стоит заметить, 23 годам станет чемпионом мира?
 
- Когда я только пришел в любительский бокс, даже не подозревал, что есть еще бокс профессиональный. Поэтому в 15 лет я и не мечтал о титулах на профессиональном ринге. То, что все так быстро сложится и я стану чемпионом мира в 23 года, в довольно молодом возрасте по меркам профессионального бокса, я и представить не мог. Но это моя заслуга и заслуга всей моей команды. Мне нравится бокс, и я получаю от него удовольствие.

- Говоря о поворотах судьбы, стоит задать и следующий вопрос: вы пришли в бокс, в вид спорта, в котором у вас сейчас получается все, можно сказать, совершенно случайно. Могли бы рассказать, какими путями (через футбол, борьбу и дзюдо) вы пришли в «спорт для джентльменов»?

- Я бы не сказал, что у меня получается в боксе абсолютно все, лишние удары я все же пропускаю. Я каждый день учусь, пытаюсь узнать что-то новое, совершенствоваться. Да, я занимался дзюдо, попытался ходить на борьбу, но любовь с этими видами спорта не сложилась.
На бокс меня привел друг брата. К 15 годам я уже имел понятие, как нужно драться, потому что как и любой подросток прошел школу уличных кулачных сражений. На первой же тренировке для меня сделали спарринг с парнем, который занимался боксом уже довольно длительное время, в итоге я его побил.

- Согласны, нам не стоит удивляться тому, что на Северном Кавказе всегда рождались и рождаются чемпионы: во дворах у нас, можно сказать, существует культ спорта (особенно это было явно в девяностых —начале нулевых), и десятки тысяч мальчишек и девчонок реализуют себя через командные и индивидуальные виды спорта. Однако нам известно, что любовь к такому «активному отдыху» вам передалась и через маму, которая в свое время увлекалась волейболом...

- Да. Мама занималась волейболом, когда была студенткой. Конечно, не на профессиональном уровне – играла за родной университет. По сути, почти все мои родные имеют или имели какое-либо отношение к спорту. Например, брат занимался борьбой. Во многом пример старших сподвиг меня на спортивные подвиги.

 - Скажите, а спортивная жизнь не стала препятствием учебе? Как учился будущий чемпион мира по версии IBF Мурат Гассиев? Наверное, любимым предметом была все же физкультура?

- Конечно, я любил физкультуру как и любой другой ребенок. Но, пожалуй, любимым предметом в школе у меня была история. Мне нравилось приходить на уроки и внимательно слушать учителей. Занятия не прогуливал, учился хорошо, по крайней мере, за успеваемость в школе не ругали. Сейчас учусь в магистратуре Уральского государственного университета физической культуры в Челябинске. Из-за того, что много времени провожу на сборах в США, приходится много занятий пропускать, но в перерывах между боями я пытаюсь все восполнять, сдавать зачеты и экзамены.

 - В какой момент вы поняли, что ваша дальнейшая жизнь будет плотно связана с боксом и что именно бокс станет вашей профессией?

- Этот момент настал, когда я провел уже 5—6 боев на профессиональном ринге. К тому времени я был уже не 17-летним юнцом, многое в моей голове поменялось, и я понял, что профессиональный бокс – это мое – всерьез и надолго. Кстати, в начале профессиональной карьеры я даже не думал деньгах и гонорарах, просто мне нравился бокс.

- Понятно, как могли на это отреагировали ваши друзья и знакомые, знавшие о ваших достижениях и возможных перспективах. Но как к такому выбору отнеслась ваша мама? Понятно же, не каждая мама одобрит уход сына в такой жесткий, а иногда и вовсе жестокий вид спорта...

- Все родственники всегда были на моей стороне и отнеслись к моему выбору положительно. Для любой матери, когда ребенок занимается спортом, это всегда лучше, ежели бы он шатался по улицам. Когда я выхожу на ринг, мама не показывает большого волнения, но думаю, что в глубине души она за меня очень переживает.

- В 2009 вы покинули Северную Осетию и уехали в Челябинск. Это было связано с подписанием хорошего контракта с «Урал Бокс Промоушн». Как получилось, что молодой парень из Владикавказа в один момент оказался в столице Южного Урала?

- Однажды во время спаррингов меня поставили в пару с чемпионом мира среди молодежи Хетагом Козаевым, в этот момент меня и заметил директор челябинской промоутерской компании «Урал Бокс Промоушен» Алексей Васильев. Он что-то во мне разглядел и предложил боксировать за Челябинск по любителям.
В этом городе мне сразу все понравилось и стало комфортно как дома. Я познакомился с ребятами, завел много друзей, с которыми общаюсь и сейчас. При первой же возможности я с удовольствием возвращаюсь в Челябинск, это мой второй дом.

- Пришлось уезжать... Сложно было оставлять на малой Родине друзей, родных? А главное, дорогие сердцу Кавказские горы?..

- Конечно, сложно. Для любого человека сложно покидать родной дом. Но я знал, для чего эти жертвы, и, как показало время, они были не напрасны. В первую очередь, вдали от дома я скучал по родным и друзьям, а особой тоски по Кавказским горам я не испытал.

- Именно в Челябинске началась ваша профессиональная карьера боксера. Первый профессиональный бой, помните его? С какими чувствами выходили против Романа Мирзоева и с какими чувствами уходили, победителем?

- Первый бой прошел дома — во Владикавказе. Тогда я еще не понимал, в чем различие любительского и профессионального бокса. Только спустя 6—7 боев я начал перестраиваться. Ощущения после первого сражения были положительные, я был рад, что выиграл бой именно на родной земле, на глазах у земляков. Волнения не было, я никогда не нервничаю перед своими боями.

- С тех пор состоялось 25 поединков, во всех вы вышли победителем. Так странно складывается, что в северокавказском пространстве Интернета о вас до последнего поединка с Лебедевым не было ни одной более-менее обширной статьи. К вам еще год или два назад, когда победная поступь уже вовсю была слышна за Уральскими горами, обращались наши журналисты с просьбой об интервью?..

- Просьбы об интервью были, но редкие, не так как сейчас в статусе чемпиона мира. Если честно, я особо не переживал, я никогда не стремился к популярности, чтобы меня все знали. Я ходил и хожу на тренировки, как обычный человек ходит на работу, проживаю обычную жизнь.

- Какой из проведенных боев вы можете назвать самым сложным и почему?

- Естественно, последний бой. С таким сильным и опытным соперником, как Денис Лебедев, мне не доводилось раньше встречаться на ринге. В боксе есть только один победитель и только один проигравший. Слава Богу, я оказался на стороне победителя, и надеюсь, что так продлится еще долго.

- Еще одной большой вехой в вашей карьере стал переезд в США к Абелю Санчесу. Марк Хук, Геннадий Головкин, Деонтей Уайлдер, Владимир Кличко - имена в мировом боксе большие. Что удалось перенять от них? И правда, что в спаррингах против этих чемпионов (Уайлдер и Кличко) вы ни разу не оказались в нокдауне?

- Для меня большая честь спарринговать с такими боксерами. За время этих тренировочных боев я приобрел много бесценного опыта, заодно проверил себя – способен ли я конкурировать с соперниками такого уровня. Особенно запомнился спарринг с Владимиром Кличко, потому что он был первым именитым оппонентом. Я изучил, как он работает в клинче, передвигается и чувствует дистанцию, затем попытался этот опыт перенять. Слава Богу, я ни разу не был в нокдауне, ни в официальных, ни в тренировочных боях.

- Но давайте теперь поговорим о, наверное, главном на сегодняшний день бое в вашей жизни — поединке с Денисом Лебедевым. Помните момент, когда впервые узнали о том, что выбрана конкретная дата проведения боя? Может, были определенные эмоции, эйфория?

- Конечно был рад, что все же удастся подраться за титул чемпиона мира. Когда боксер переходит в профессионалы, он может всю жизнь тренироваться и не получить такого шанса.  Мне повезло, я получил такую возможность и воспользовался ею на 100%. Когда узнал, что титульный бой с Лебедевым состоится, особой эйфории не испытал, потому что морально был подготовлен к этой новости.

- Как готовились к встрече? Отличалась ли подготовка к Лебедеву, например, от подготовки к Шиммеллу?

- Во-первых, Денис Лебедев — левша. Этот факт внес свои коррективы в тренировочный процесс. Мои спарринг партнеры тоже были левшами. В целом, подготовка к бою с Лебедевым не была какой-то особенной. В тренировочный лагерь в США я прибыл за 3 месяца до титульного боя и работал в привычном для себя режиме.

- Но, наконец, «золотой» час настал. Поединок против Дениса Лебедева, одного из самых уважаемых спортсменов в российском боксе, стал прекрасным завершением прошлого года для северокавказских болельщиков. Мы заметили одну интересную особенность: вы оказались очень похожи с Денисом. Оба из российской глубинки, оба из спортивных семей, оба только волею судеб попали в бокс, предпочтя его другим видам спорта. До этого соперничества были лично знакомы с экс-чемпионом?

- Наше знакомство с Денисом Лебедевым состоялось три года назад. Хотя настоящим знакомством ту встречу сложно назвать – мы провели с ним спарринг, и я даже не помню, обменялись ли мы хоть какими-то словами. За эти три года нас больше ничего не связывало, у нас даже нет общих близких знакомых.

- В одном из интервью вы отметили, что будучи ребенком с определенным восхищением смотрели на Дениса Лебедева в ринге. Как смотрели на него же, стоя в углу ринга 3 декабря?

- С детских времен во мне многое изменилось. Когда стоял в ринге напротив Лебедева 3 декабря, я просто видел перед собой очередного соперника, которого нужно превзойти. Я хотел победить и стать чемпионом мира.

- На трибунах было много ваших болельщиков. Поддержать вас лично приехал президент Южной Осетии Леонид Тибилов. Скажите, наверное, было приятно слышать родной язык в зале?..

- Во время боя я не слышал ничего кроме подсказок из своего угла. Когда идет поединок боксеры концентрируются только на своем сопернике. Поддержку земляков с трибун на родном языке я услышал только после завершения боя, и мне было очень приятно, что столько людей приехали поддержать меня.

- Теперь о самом бое. До последней минуты поединка складывалось такое впечатление, что вы ничуть не устали. Расскажите, нам показалось или все же вы действительно обладаете неким безграничным запасом прочности, за что вас и называют «Железным»?

- Я думаю, что после 12 раундов тяжелого боя устанет любой человек. Конечно я устал, поединок был очень трудным, я оставил всего себя в ринге. Но если бы пришлось отстоять еще 12 раундов, я бы справился с этой задачей. Да, меня называют «Железным», однако мне сложно говорить, насколько я неуязвим, скажу одно – хрустальным я себя уж точно не считаю.

- По завершении боя вы высказали свое мнение о бое и своем сопернике. То же самое, в принципе, сделал и Лебедев. Уже за пределами ринга вы с ним больше не пересекались?..
 
- За пределами ринга мы встретились лишь на допинг-контроле. После 3 декабря наши пути пока не пересекались.

- Вы заявили о своем желании завоевать все титулы, какие есть в боксе. Насколько выполнима эта мечта? И какие ближайшие планы?

- Я владею одним из титулов чемпиона мира, нужно продолжать в том же духе и объединять пояса. Надеюсь, что у меня и моей команды все получится.

- Наших читателей интересует не только ваша спортивная карьера, но и личная жизнь, которая, практически, нигде не освещается. Могли бы вы приоткрыть эту завесу: есть ли у чемпиона дама сердца?

- Дамы сердца нет.

- И напоследок о статистике. Сегодня вы — непобежденный боец. Это больше тяготит или окрыляет на совершение больших подвигов?

- Эта статистика меня мотивирует на дальнейшие победы. Главная задача – сохранить «0» в графе «Поражения». Если это удастся, рано или поздно, я завоюю и другие титулы.