Томирис Алборова
Автор

Селфи в обнимку с классиком

Томирис Алборова
Автор
18.09.2015

Уже несколько лет во Владикавказе идет ожесточенный спор, как защитить памятник великому земляку Коста Хетагурову от любителей фривольных фото? Поможет ли надежная ограда или высокий постамент вернуть молодежи уважение к национальным святыням, разбиралась корреспондент «Кавказ Сегодня».

В самом центре города, напротив входа в Центральный парк культуры и отдыха имени К. Л. Хетагурова вот уже несколько лет стоит памятник создателю «Осетинской лиры» («Ирон фандыр»), основоположнику осетинской художественной литературы, поэту, публицисту, художнику и просветителю Коста Левановичу Хетагурову.

Автор памятника — именитый российский скульптор, действующий член Российской академии художеств Владимир Соскиев. Его работа вызвала широкий общественный резонанс, уже пятый год не утихают споры вокруг памятника. Представители фамилии Хетагуровых не раз собирались на различные пикеты и собрания с просьбой к городским властям о переносе памятника во двор Мемориального дома-музея Коста Хетагурова.

А взбудоражили и фамилию Хетагуровых, и общественность города оскорбляющие память великого поэта непотребные фотографии, которые появляются в соцсетях.

 
Памятник представляет собой  деревянную скамью, покрытую буркой, на которую присел поэт.  Установлен он на проспекте в самом центре города не случайно. Проспект Мира — любимое место отдыха жителей и гостей города. Сам Коста Леванович не раз прогуливался по этому бульвару. С Владикавказом, который поэт называл «умственным и административным центром осетин», связаны  лучшие годы жизни Хетагурова. Мог ли тогда великий классик предположить, что когда-нибудь молодые жители этого города будут делать шуточные фото на его фоне и выкладывать их для всеобщего обозрения?

 Особенно отличились представительницы прекрасного пола, которые позволяют себе фотографироваться в обнимку с поэтом или, вообще, присев ему на колени. Такое поведение молодежи возмущает не только представителей рода Хетагуровых, но и всех остальных жителей Владикавказа. Люди оставляют гневные комментарии в адрес любителей селфи в социальных сетях. Острая дискуссия идет и в местных СМИ.

Одни считают, что причина сложившейся ситуации в том, что место для памятника подобрано не совсем удачное. Другие утверждают, что памятник знаменитому земляку недостаточно величественный.

По словам самого автора скульптуры, он хотел показать поэта как дорогого и близкого каждому жителю Осетии человека, который, устав от жизненных испытаний, но не сломленный ими, присел отдохнуть, подумать. Именно этим и обусловлен художественный образ  памятника — скамейка, покрытая буркой, и сам поэт, сидящий на ней.

Заслуженный художник Осетии Аслан Хетагуров уверен, что  Владимиру Соскиеву удалось передать трагическое начало в образе Коста, показать, каким непростым был его жизненный и человеческий путь. Однако потомок великого поэта считает, что памятник установлен в неудачном месте и его необходимо поднять на постамент, чтобы лишить хулиганов возможности фотографироваться во фривольных позах рядом с поэтом. «Эти факты говорят о том, что нашему обществу явно недостает внутренней культуры, — говорит Аслан Хетагуров. — Кроме того, на великих людей не смотрят сверху вниз. Памятник стоит на земле, и это неправильно по отношению к  такой личности». Художник уже разработал эскиз постамента.  

Год назад информационный портал «15-й Регион» провел опрос среди посетителей сайта, одобряют ли они нынешнее расположение памятника. 40% посчитали, что его надо перенести во двор Дома-музея поэта, 27% предложили оставить на проспекте, но поднять на постамент, а 24% поддержали и художественный замысел автора, и расположение памятника.
Знают о проблеме и представители администрации местного самоуправления города Владикавказа. Но убирать памятник во двор музея не собираются. В планах городских властей установить у скульптурной композиции табличку с надписью, чтобы объясняла любителям фотографироваться, что перед ними сидит великий поэт.  «Специальные оградительные средства не остановят любителей фотографироваться, а поднятие памятника на постамент нецелесообразно, так как это не решит проблему отношения молодежи к памяти великого поэта», — считают в мэрии.

Грустная получается история.  Коста Леванович Хетагуров (1859—1906) — гордость осетинского народа, величина планетарного масштаба: поэт, прозаик, драматург, художник, этнограф, журналист, основоположник осетинской литературы и выдающийся общественный деятель.  Он был борцом за народные интересы, заступником порабощенных горцев Кавказа. За свои вольнолюбивые стихи не раз подвергался гонениям царского режима, был выслан из Осетии. Его знали, любили и уважали по всему Кавказу — от высокогорного селения Нар, где он родился, до Владикавказа, от Кубани до Ставрополя.  «Леонардо да Винчи осетинского народа» — так его охарактеризовал Александр Фадеев.

Каждый житель Осетии с младенчества знает его имя, уважать память поэта учат в каждой школе. Так в чем же причина недостойного поведения юных жителей города — в плохом воспитании и низкой внутренней культуре или полном равнодушии к национальным святыням?

Можно, конечно, спрятать памятник во двор музея или поднять на постамент, возможно, это даже остановит любителей селфи. Но это разве вернет в сердца и умы нашей молодежи бережное отношение к памяти национального гения?

Петр Козаев, кандидат исторических наук, председатель комитета по национальному наследию Международного общественного движения «Высший совет осетин»: «Работа скульптора неоднозначно воспринимается населением республики, об этом неоднократно говорилось и на заседаниях нашего общественного движения.  Вместе с тем, и молодежь надо воспитывать, больше работать с подрастающим поколением».

Залина Атарова, старший научный сотрудник Мемориального дома-музея Коста Хетагурова во Владикавказе:  «В последнее время наблюдается более бережное отношение к памятнику поэта. Обсуждение в обществе по поводу отношения к скульптурной композиции не проходят даром. На мой взгляд, в сознании молодого поколения происходят изменения в лучшую сторону. И тем не менее, мы считаем, что памятник необходимо перенести во двор музея».