Игорь Баринов: «Наши дети должны дружить и всегда помнить, что их народы — часть российской нации»

Одним из самых сложных с точки зрения межнациональных отношений районов Северного Кавказа остается Пригородный район Северной Осетии. На сегодняшний день власти - как федеральные, так и региональные - работают над решением вопроса. О том, в чем лежит решение проблемы и есть ли оно вообще, «Кавказ Сегодня» говорил с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым.

- Игорь Вячеславович, при Федеральном агентстве по делам национальностей создана рабочая группа по вопросам социально-экономического развития Пригородного района Северной Осетии. В чем ее основная задача?

- Давайте начнем с того, что практически четверть века прошла с момента трагических событий в Пригородном районе, но до сих пор остается масса нерешенных проблем, связанных с ликвидацией и преодолением негативных последствий конфликта.

Вроде бы с отменой постановления Правительства России от 6 марта 1998 года (Постановление № 274 «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» - прим. ред.) в 2015 году в Северной Осетии завершился процесс возвращения и обустройства граждан ингушской национальности на территорию Пригородного района. Всего с 1994 по 2014 годы возвращено 4917 семей (25497 чел.). Но людям еще по многим направлениям нужна действенная помощь.

Поэтому для Федерального агентства по делам национальностей с момента создания вопрос дальнейшей нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также социально-экономического развития Пригородного района является одним из приоритетов деятельности.

Отвечая на ваш вопрос, подчеркну: да, мы сформировали межведомственную рабочую группу по вопросам социально-экономического развития Пригородного района, в которую вошли представители ФАДН России, Минэкономразвития России, Росреестра, Минфина России, Минюста России, Минобрнауки России, МВД России, Минкавказа России, Минстроя России, правительств Северной Осетии и Ингушетии, сотрудники полномочного представительства Президента Российской Федерации в СКФО. Уверен, что и Минэнерго России в ближайшее время делегирует своего представителя.

Такой состав участников объясним сложившимся комплексом обстоятельств, при которых только строительство дорог, или больниц, или школ, или предприятий, или, извините за многословие, газификация новых сел - не выход из ситуации.

В связи с этим основная задача группы - координация деятельности всех заинтересованных органов власти на федеральном уровне с целью эффективного задействования их возможностей.

- Какие-то конкретные действия уже предприняты?

- Если вы имеете ввиду, что мы надели каски и начали прокладывать коммуникации, то, к сожалению, нет (смеется).

А если серьезно, то по итогам предыдущего заседания рабочей группы, которое состоялось в декабре 2016 года, мы рекомендовали правительству РСО-Алания определить приоритеты в реализации проектов по строительству объектов социально-бытовой и инженерной инфраструктуры на территории Пригородного района до 2022 года, в том числе не менее 3-х, подлежащих реализации в возможно короткие (не позднее 2018 года) сроки. Такие решения нам диктуют и правила бюджетного процесса.

- Насколько важно решение экономических проблем преодолении этого межнационального конфликта?

- Я бы предложил уйти от такой постановки вопроса. Открытого межнационального конфликта, к счастью, у нас нет. Вместе с тем на Северном Кавказе есть ряд нерешенных территориальных проблем, по сути, да, замороженных конфликтов. Это не только проблема Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, это, например, тема переселения жителей Новолакского района и воссоздания на его месте Ауховского района в Дагестане.

Не очень хочется быть банальным, но и вы, и все прекрасно знают, что если нет у людей, проживающих на определенной территории, социальных, экономических проблем, то в целом у них все прекрасно. Люди ходят в магазины, не считая каждую копейку, в кино, в театры на классические и современные постановки, в музеи - любоваться шедеврами постмодернизма, ведут размеренную жизнь. Опять же, вечный пример такого образа жизни - Швейцария в годы Второй мировой войны, да и сегодня.

Поэтому важность решения экономических проблем в жизни нашего общества безусловна и очевидна, и поэтому же наша рабочая группа имеет соответствующее название, а ее деятельность направлена на решение, в первую очередь, социально-экономических вопросов.

- Мы понимаем, что для создания благоприятного экономического климата необходимы серьезные финансовые вложения в регион. Это будут федеральные средства?

- Очевидно, что без привлечения средств федерального бюджета решение оставшихся проблем в Пригородном районе практически невозможно. Мы сейчас с коллегами обсуждаем эту тему, чтобы заявить для рассмотрения на уполномоченном уровне перечень мероприятий, подлежащих федеральному денежному обеспечению, с одновременным внесением предложений по их финансированию за счёт привлечения инвестиционных средств.

Полагаю, что если органы государственной власти и частные инвесторы объединят свои усилия, то нам на практике удастся доказать эффективность государственно-частного партнерства.

- Недавно во Владикавказе состоялось совещание по вопросам социально-экономического развития и улучшения обстановки в Пригородном районе. Каковы результаты встречи?

- Да, 13 апреля полпред президента в СКФО Олег Евгеньевич Белавенцев провел во Владикавказе такое совещание. В его ходе состоялся, на мой взгляд, открытый и конструктивный диалог при участии глав Северной Осетии и Ингушетии Вячеслава Битарова и Юнус-Бека Евкурова.

Конечно, не обо всех наших технических и бюрократических аспектах я вам расскажу, но в целом, мы многое обсудили, а акценты расставлены следующим образом: первое - головным федеральным органом исполнительной власти в данном вопросе является ФАДН России, второе - для системного решения накопившихся проблем требуется разработка отдельной программы.

Предвосхищая возможные вопросы - формат программы мы на сегодня не рассматриваем. Для нас важен программно-целевой, системный принцип подхода к ситуации, а во что это выльется - покажет время.

- Готовы ли власти Северной Осетии и Ингушетии работать в этом направлении?

- Что касается регионов, власти и Республики Северная Осетия - Алания, и Республики Ингушетия, не только готовы, но и ежедневно работают в этом направлении. Безусловно, это заслуга глав субъектов - Вячеслава Битарова и Юнус-Бека Евкурова, но также хотелось бы отметить тесное взаимодействие республиканских министров, отвечающих за реализацию государственной национальной политики - Аслана Цуциева и Улана Евлоева. Эти люди ежедневно прикладывают усилия, благодаря которым ситуация небыстро, но всё-таки меняется в лучшую сторону.

- Готова ли молодежь к тому, чтобы переписать историю и забыть вражду, которая длится не одно десятилетие? Какая будет проводиться работа с молодежью?

- Все, и мы в Агентстве в первую очередь, прекрасно знают, что нужно создавать нормальный психологический климат в местах совместного проживания осетин и ингушей, формировать добрососедские отношения.

Не молодежь должна переписывать историю, да и вообще это не нужно! Это дело отвратительное - сколько раз у нас такое было и с какими печальными последствиями. Ведь не только молодежь должна забыть вражду! Лишь совместно, старшие и младшие поколения могут пойти навстречу друг другу.

Но мы видим свою задачу в том, чтобы выбить почву из-под ног у экстремистов всех мастей, у представителей «партии войны», которые вместо поисков путей сближения постоянно ищут «врагов» и подтверждения своей «правоты и исключительности».

Мною неоднократно подчеркивалось применительно к нашей стране, ко всем регионам, что воспитание хороших межнациональных отношений должно начинаться с детского сада, где малыши впервые соприкасаются с другими культурами, языками, обычаями и религиями.

Следующий этап - это школа. Не хочу в связи с этим лишний раз повторяться про практику раздельного обучения по национальному признаку в ряде школ Пригородного района. Объективно, с этой проблемой в регионе сейчас никто не может справиться. Но решать ее надо.

Поэтому мы планируем совместно с Минобрнауки России привлечь специалистов федерального уровня (преподавателей, методистов, психологов) к совместной работе с уполномоченными в сферах образования и межнациональных отношений органами власти Северной Осетии.

Необходимо разработать механизмы сближения учащихся, преодоления раздельного обучения, рекомендации по развитию межнационального и межкультурного диалога между детьми и подростками.

И с Минобрнауки России мы готовы обсудить вопрос, чтобы линейка учебных пособий по истории для школьников и студентов Северной Осетии и Ингушетии формировалась под эгидой министерства и применялась только с его одобрения. На мой взгляд, это позволит обеспечить единую и максимально объективную трактовку всех исторических событий, начиная с вопроса об аланских корнях народов Кавказа и заканчивая конфликтом 1992 года.

Наши дети должны дружить и всегда помнить, что их народы - часть российской нации - веками вместе жили и живут на Кавказе, в прекраснейшем уголке России.

Поделиться

Игорь Баринов: «Наши дети должны дружить и всегда помнить, что их народы — часть российской нации»

Одним из самых сложных с точки зрения межнациональных отношений районов Северного Кавказа остается Пригородный район Северной Осетии. На сегодняшний день власти - как федеральные, так и региональные - работают над решением вопроса. О том, в чем лежит решение проблемы и есть ли оно вообще, «Кавказ Сегодня» говорил с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым.

- Игорь Вячеславович, при Федеральном агентстве по делам национальностей создана рабочая группа по вопросам социально-экономического развития Пригородного района Северной Осетии. В чем ее основная задача?

- Давайте начнем с того, что практически четверть века прошла с момента трагических событий в Пригородном районе, но до сих пор остается масса нерешенных проблем, связанных с ликвидацией и преодолением негативных последствий конфликта.

Вроде бы с отменой постановления Правительства России от 6 марта 1998 года (Постановление № 274 «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» - прим. ред.) в 2015 году в Северной Осетии завершился процесс возвращения и обустройства граждан ингушской национальности на территорию Пригородного района. Всего с 1994 по 2014 годы возвращено 4917 семей (25497 чел.). Но людям еще по многим направлениям нужна действенная помощь.

Поэтому для Федерального агентства по делам национальностей с момента создания вопрос дальнейшей нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также социально-экономического развития Пригородного района является одним из приоритетов деятельности.

Отвечая на ваш вопрос, подчеркну: да, мы сформировали межведомственную рабочую группу по вопросам социально-экономического развития Пригородного района, в которую вошли представители ФАДН России, Минэкономразвития России, Росреестра, Минфина России, Минюста России, Минобрнауки России, МВД России, Минкавказа России, Минстроя России, правительств Северной Осетии и Ингушетии, сотрудники полномочного представительства Президента Российской Федерации в СКФО. Уверен, что и Минэнерго России в ближайшее время делегирует своего представителя.

Такой состав участников объясним сложившимся комплексом обстоятельств, при которых только строительство дорог, или больниц, или школ, или предприятий, или, извините за многословие, газификация новых сел - не выход из ситуации.

В связи с этим основная задача группы - координация деятельности всех заинтересованных органов власти на федеральном уровне с целью эффективного задействования их возможностей.

- Какие-то конкретные действия уже предприняты?

- Если вы имеете ввиду, что мы надели каски и начали прокладывать коммуникации, то, к сожалению, нет (смеется).

А если серьезно, то по итогам предыдущего заседания рабочей группы, которое состоялось в декабре 2016 года, мы рекомендовали правительству РСО-Алания определить приоритеты в реализации проектов по строительству объектов социально-бытовой и инженерной инфраструктуры на территории Пригородного района до 2022 года, в том числе не менее 3-х, подлежащих реализации в возможно короткие (не позднее 2018 года) сроки. Такие решения нам диктуют и правила бюджетного процесса.

- Насколько важно решение экономических проблем преодолении этого межнационального конфликта?

- Я бы предложил уйти от такой постановки вопроса. Открытого межнационального конфликта, к счастью, у нас нет. Вместе с тем на Северном Кавказе есть ряд нерешенных территориальных проблем, по сути, да, замороженных конфликтов. Это не только проблема Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, это, например, тема переселения жителей Новолакского района и воссоздания на его месте Ауховского района в Дагестане.

Не очень хочется быть банальным, но и вы, и все прекрасно знают, что если нет у людей, проживающих на определенной территории, социальных, экономических проблем, то в целом у них все прекрасно. Люди ходят в магазины, не считая каждую копейку, в кино, в театры на классические и современные постановки, в музеи - любоваться шедеврами постмодернизма, ведут размеренную жизнь. Опять же, вечный пример такого образа жизни - Швейцария в годы Второй мировой войны, да и сегодня.

Поэтому важность решения экономических проблем в жизни нашего общества безусловна и очевидна, и поэтому же наша рабочая группа имеет соответствующее название, а ее деятельность направлена на решение, в первую очередь, социально-экономических вопросов.

- Мы понимаем, что для создания благоприятного экономического климата необходимы серьезные финансовые вложения в регион. Это будут федеральные средства?

- Очевидно, что без привлечения средств федерального бюджета решение оставшихся проблем в Пригородном районе практически невозможно. Мы сейчас с коллегами обсуждаем эту тему, чтобы заявить для рассмотрения на уполномоченном уровне перечень мероприятий, подлежащих федеральному денежному обеспечению, с одновременным внесением предложений по их финансированию за счёт привлечения инвестиционных средств.

Полагаю, что если органы государственной власти и частные инвесторы объединят свои усилия, то нам на практике удастся доказать эффективность государственно-частного партнерства.

- Недавно во Владикавказе состоялось совещание по вопросам социально-экономического развития и улучшения обстановки в Пригородном районе. Каковы результаты встречи?

- Да, 13 апреля полпред президента в СКФО Олег Евгеньевич Белавенцев провел во Владикавказе такое совещание. В его ходе состоялся, на мой взгляд, открытый и конструктивный диалог при участии глав Северной Осетии и Ингушетии Вячеслава Битарова и Юнус-Бека Евкурова.

Конечно, не обо всех наших технических и бюрократических аспектах я вам расскажу, но в целом, мы многое обсудили, а акценты расставлены следующим образом: первое - головным федеральным органом исполнительной власти в данном вопросе является ФАДН России, второе - для системного решения накопившихся проблем требуется разработка отдельной программы.

Предвосхищая возможные вопросы - формат программы мы на сегодня не рассматриваем. Для нас важен программно-целевой, системный принцип подхода к ситуации, а во что это выльется - покажет время.

- Готовы ли власти Северной Осетии и Ингушетии работать в этом направлении?

- Что касается регионов, власти и Республики Северная Осетия - Алания, и Республики Ингушетия, не только готовы, но и ежедневно работают в этом направлении. Безусловно, это заслуга глав субъектов - Вячеслава Битарова и Юнус-Бека Евкурова, но также хотелось бы отметить тесное взаимодействие республиканских министров, отвечающих за реализацию государственной национальной политики - Аслана Цуциева и Улана Евлоева. Эти люди ежедневно прикладывают усилия, благодаря которым ситуация небыстро, но всё-таки меняется в лучшую сторону.

- Готова ли молодежь к тому, чтобы переписать историю и забыть вражду, которая длится не одно десятилетие? Какая будет проводиться работа с молодежью?

- Все, и мы в Агентстве в первую очередь, прекрасно знают, что нужно создавать нормальный психологический климат в местах совместного проживания осетин и ингушей, формировать добрососедские отношения.

Не молодежь должна переписывать историю, да и вообще это не нужно! Это дело отвратительное - сколько раз у нас такое было и с какими печальными последствиями. Ведь не только молодежь должна забыть вражду! Лишь совместно, старшие и младшие поколения могут пойти навстречу друг другу.

Но мы видим свою задачу в том, чтобы выбить почву из-под ног у экстремистов всех мастей, у представителей «партии войны», которые вместо поисков путей сближения постоянно ищут «врагов» и подтверждения своей «правоты и исключительности».

Мною неоднократно подчеркивалось применительно к нашей стране, ко всем регионам, что воспитание хороших межнациональных отношений должно начинаться с детского сада, где малыши впервые соприкасаются с другими культурами, языками, обычаями и религиями.

Следующий этап - это школа. Не хочу в связи с этим лишний раз повторяться про практику раздельного обучения по национальному признаку в ряде школ Пригородного района. Объективно, с этой проблемой в регионе сейчас никто не может справиться. Но решать ее надо.

Поэтому мы планируем совместно с Минобрнауки России привлечь специалистов федерального уровня (преподавателей, методистов, психологов) к совместной работе с уполномоченными в сферах образования и межнациональных отношений органами власти Северной Осетии.

Необходимо разработать механизмы сближения учащихся, преодоления раздельного обучения, рекомендации по развитию межнационального и межкультурного диалога между детьми и подростками.

И с Минобрнауки России мы готовы обсудить вопрос, чтобы линейка учебных пособий по истории для школьников и студентов Северной Осетии и Ингушетии формировалась под эгидой министерства и применялась только с его одобрения. На мой взгляд, это позволит обеспечить единую и максимально объективную трактовку всех исторических событий, начиная с вопроса об аланских корнях народов Кавказа и заканчивая конфликтом 1992 года.

Наши дети должны дружить и всегда помнить, что их народы - часть российской нации - веками вместе жили и живут на Кавказе, в прекраснейшем уголке России.

Поделиться

Новости партнеров

Показать еще
Показать еще
Показать еще
Информационно-аналитический портал

Игорь Баринов: «Наши дети должны дружить и всегда помнить, что их народы — часть российской нации»

Одним из самых сложных с точки зрения межнациональных отношений районов Северного Кавказа остается Пригородный район Северной Осетии. На сегодняшний день власти - как федеральные, так и региональные - работают над решением вопроса. О том, в чем лежит решение проблемы и есть ли оно вообще, «Кавказ Сегодня» говорил с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым.

- Игорь Вячеславович, при Федеральном агентстве по делам национальностей создана рабочая группа по вопросам социально-экономического развития Пригородного района Северной Осетии. В чем ее основная задача?

- Давайте начнем с того, что практически четверть века прошла с момента трагических событий в Пригородном районе, но до сих пор остается масса нерешенных проблем, связанных с ликвидацией и преодолением негативных последствий конфликта.

Вроде бы с отменой постановления Правительства России от 6 марта 1998 года (Постановление № 274 «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» - прим. ред.) в 2015 году в Северной Осетии завершился процесс возвращения и обустройства граждан ингушской национальности на территорию Пригородного района. Всего с 1994 по 2014 годы возвращено 4917 семей (25497 чел.). Но людям еще по многим направлениям нужна действенная помощь.

Поэтому для Федерального агентства по делам национальностей с момента создания вопрос дальнейшей нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также социально-экономического развития Пригородного района является одним из приоритетов деятельности.

Отвечая на ваш вопрос, подчеркну: да, мы сформировали межведомственную рабочую группу по вопросам социально-экономического развития Пригородного района, в которую вошли представители ФАДН России, Минэкономразвития России, Росреестра, Минфина России, Минюста России, Минобрнауки России, МВД России, Минкавказа России, Минстроя России, правительств Северной Осетии и Ингушетии, сотрудники полномочного представительства Президента Российской Федерации в СКФО. Уверен, что и Минэнерго России в ближайшее время делегирует своего представителя.

Такой состав участников объясним сложившимся комплексом обстоятельств, при которых только строительство дорог, или больниц, или школ, или предприятий, или, извините за многословие, газификация новых сел - не выход из ситуации.

В связи с этим основная задача группы - координация деятельности всех заинтересованных органов власти на федеральном уровне с целью эффективного задействования их возможностей.

- Какие-то конкретные действия уже предприняты?

- Если вы имеете ввиду, что мы надели каски и начали прокладывать коммуникации, то, к сожалению, нет (смеется).

А если серьезно, то по итогам предыдущего заседания рабочей группы, которое состоялось в декабре 2016 года, мы рекомендовали правительству РСО-Алания определить приоритеты в реализации проектов по строительству объектов социально-бытовой и инженерной инфраструктуры на территории Пригородного района до 2022 года, в том числе не менее 3-х, подлежащих реализации в возможно короткие (не позднее 2018 года) сроки. Такие решения нам диктуют и правила бюджетного процесса.

- Насколько важно решение экономических проблем преодолении этого межнационального конфликта?

- Я бы предложил уйти от такой постановки вопроса. Открытого межнационального конфликта, к счастью, у нас нет. Вместе с тем на Северном Кавказе есть ряд нерешенных территориальных проблем, по сути, да, замороженных конфликтов. Это не только проблема Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, это, например, тема переселения жителей Новолакского района и воссоздания на его месте Ауховского района в Дагестане.

Не очень хочется быть банальным, но и вы, и все прекрасно знают, что если нет у людей, проживающих на определенной территории, социальных, экономических проблем, то в целом у них все прекрасно. Люди ходят в магазины, не считая каждую копейку, в кино, в театры на классические и современные постановки, в музеи - любоваться шедеврами постмодернизма, ведут размеренную жизнь. Опять же, вечный пример такого образа жизни - Швейцария в годы Второй мировой войны, да и сегодня.

Поэтому важность решения экономических проблем в жизни нашего общества безусловна и очевидна, и поэтому же наша рабочая группа имеет соответствующее название, а ее деятельность направлена на решение, в первую очередь, социально-экономических вопросов.

- Мы понимаем, что для создания благоприятного экономического климата необходимы серьезные финансовые вложения в регион. Это будут федеральные средства?

- Очевидно, что без привлечения средств федерального бюджета решение оставшихся проблем в Пригородном районе практически невозможно. Мы сейчас с коллегами обсуждаем эту тему, чтобы заявить для рассмотрения на уполномоченном уровне перечень мероприятий, подлежащих федеральному денежному обеспечению, с одновременным внесением предложений по их финансированию за счёт привлечения инвестиционных средств.

Полагаю, что если органы государственной власти и частные инвесторы объединят свои усилия, то нам на практике удастся доказать эффективность государственно-частного партнерства.

- Недавно во Владикавказе состоялось совещание по вопросам социально-экономического развития и улучшения обстановки в Пригородном районе. Каковы результаты встречи?

- Да, 13 апреля полпред президента в СКФО Олег Евгеньевич Белавенцев провел во Владикавказе такое совещание. В его ходе состоялся, на мой взгляд, открытый и конструктивный диалог при участии глав Северной Осетии и Ингушетии Вячеслава Битарова и Юнус-Бека Евкурова.

Конечно, не обо всех наших технических и бюрократических аспектах я вам расскажу, но в целом, мы многое обсудили, а акценты расставлены следующим образом: первое - головным федеральным органом исполнительной власти в данном вопросе является ФАДН России, второе - для системного решения накопившихся проблем требуется разработка отдельной программы.

Предвосхищая возможные вопросы - формат программы мы на сегодня не рассматриваем. Для нас важен программно-целевой, системный принцип подхода к ситуации, а во что это выльется - покажет время.

- Готовы ли власти Северной Осетии и Ингушетии работать в этом направлении?

- Что касается регионов, власти и Республики Северная Осетия - Алания, и Республики Ингушетия, не только готовы, но и ежедневно работают в этом направлении. Безусловно, это заслуга глав субъектов - Вячеслава Битарова и Юнус-Бека Евкурова, но также хотелось бы отметить тесное взаимодействие республиканских министров, отвечающих за реализацию государственной национальной политики - Аслана Цуциева и Улана Евлоева. Эти люди ежедневно прикладывают усилия, благодаря которым ситуация небыстро, но всё-таки меняется в лучшую сторону.

- Готова ли молодежь к тому, чтобы переписать историю и забыть вражду, которая длится не одно десятилетие? Какая будет проводиться работа с молодежью?

- Все, и мы в Агентстве в первую очередь, прекрасно знают, что нужно создавать нормальный психологический климат в местах совместного проживания осетин и ингушей, формировать добрососедские отношения.

Не молодежь должна переписывать историю, да и вообще это не нужно! Это дело отвратительное - сколько раз у нас такое было и с какими печальными последствиями. Ведь не только молодежь должна забыть вражду! Лишь совместно, старшие и младшие поколения могут пойти навстречу друг другу.

Но мы видим свою задачу в том, чтобы выбить почву из-под ног у экстремистов всех мастей, у представителей «партии войны», которые вместо поисков путей сближения постоянно ищут «врагов» и подтверждения своей «правоты и исключительности».

Мною неоднократно подчеркивалось применительно к нашей стране, ко всем регионам, что воспитание хороших межнациональных отношений должно начинаться с детского сада, где малыши впервые соприкасаются с другими культурами, языками, обычаями и религиями.

Следующий этап - это школа. Не хочу в связи с этим лишний раз повторяться про практику раздельного обучения по национальному признаку в ряде школ Пригородного района. Объективно, с этой проблемой в регионе сейчас никто не может справиться. Но решать ее надо.

Поэтому мы планируем совместно с Минобрнауки России привлечь специалистов федерального уровня (преподавателей, методистов, психологов) к совместной работе с уполномоченными в сферах образования и межнациональных отношений органами власти Северной Осетии.

Необходимо разработать механизмы сближения учащихся, преодоления раздельного обучения, рекомендации по развитию межнационального и межкультурного диалога между детьми и подростками.

И с Минобрнауки России мы готовы обсудить вопрос, чтобы линейка учебных пособий по истории для школьников и студентов Северной Осетии и Ингушетии формировалась под эгидой министерства и применялась только с его одобрения. На мой взгляд, это позволит обеспечить единую и максимально объективную трактовку всех исторических событий, начиная с вопроса об аланских корнях народов Кавказа и заканчивая конфликтом 1992 года.

Наши дети должны дружить и всегда помнить, что их народы - часть российской нации - веками вместе жили и живут на Кавказе, в прекраснейшем уголке России.

Поделиться

Игорь Баринов: «Наши дети должны дружить и всегда помнить, что их народы — часть российской нации»

Одним из самых сложных с точки зрения межнациональных отношений районов Северного Кавказа остается Пригородный район Северной Осетии. На сегодняшний день власти - как федеральные, так и региональные - работают над решением вопроса. О том, в чем лежит решение проблемы и есть ли оно вообще, «Кавказ Сегодня» говорил с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым.

- Игорь Вячеславович, при Федеральном агентстве по делам национальностей создана рабочая группа по вопросам социально-экономического развития Пригородного района Северной Осетии. В чем ее основная задача?

- Давайте начнем с того, что практически четверть века прошла с момента трагических событий в Пригородном районе, но до сих пор остается масса нерешенных проблем, связанных с ликвидацией и преодолением негативных последствий конфликта.

Вроде бы с отменой постановления Правительства России от 6 марта 1998 года (Постановление № 274 «Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.» - прим. ред.) в 2015 году в Северной Осетии завершился процесс возвращения и обустройства граждан ингушской национальности на территорию Пригородного района. Всего с 1994 по 2014 годы возвращено 4917 семей (25497 чел.). Но людям еще по многим направлениям нужна действенная помощь.

Поэтому для Федерального агентства по делам национальностей с момента создания вопрос дальнейшей нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений, а также социально-экономического развития Пригородного района является одним из приоритетов деятельности.

Отвечая на ваш вопрос, подчеркну: да, мы сформировали межведомственную рабочую группу по вопросам социально-экономического развития Пригородного района, в которую вошли представители ФАДН России, Минэкономразвития России, Росреестра, Минфина России, Минюста России, Минобрнауки России, МВД России, Минкавказа России, Минстроя России, правительств Северной Осетии и Ингушетии, сотрудники полномочного представительства Президента Российской Федерации в СКФО. Уверен, что и Минэнерго России в ближайшее время делегирует своего представителя.

Такой состав участников объясним сложившимся комплексом обстоятельств, при которых только строительство дорог, или больниц, или школ, или предприятий, или, извините за многословие, газификация новых сел - не выход из ситуации.

В связи с этим основная задача группы - координация деятельности всех заинтересованных органов власти на федеральном уровне с целью эффективного задействования их возможностей.

- Какие-то конкретные действия уже предприняты?

- Если вы имеете ввиду, что мы надели каски и начали прокладывать коммуникации, то, к сожалению, нет (смеется).

А если серьезно, то по итогам предыдущего заседания рабочей группы, которое состоялось в декабре 2016 года, мы рекомендовали правительству РСО-Алания определить приоритеты в реализации проектов по строительству объектов социально-бытовой и инженерной инфраструктуры на территории Пригородного района до 2022 года, в том числе не менее 3-х, подлежащих реализации в возможно короткие (не позднее 2018 года) сроки. Такие решения нам диктуют и правила бюджетного процесса.

- Насколько важно решение экономических проблем преодолении этого межнационального конфликта?

- Я бы предложил уйти от такой постановки вопроса. Открытого межнационального конфликта, к счастью, у нас нет. Вместе с тем на Северном Кавказе есть ряд нерешенных территориальных проблем, по сути, да, замороженных конфликтов. Это не только проблема Пригородного района Республики Северная Осетия - Алания, это, например, тема переселения жителей Новолакского района и воссоздания на его месте Ауховского района в Дагестане.

Не очень хочется быть банальным, но и вы, и все прекрасно знают, что если нет у людей, проживающих на определенной территории, социальных, экономических проблем, то в целом у них все прекрасно. Люди ходят в магазины, не считая каждую копейку, в кино, в театры на классические и современные постановки, в музеи - любоваться шедеврами постмодернизма, ведут размеренную жизнь. Опять же, вечный пример такого образа жизни - Швейцария в годы Второй мировой войны, да и сегодня.

Поэтому важность решения экономических проблем в жизни нашего общества безусловна и очевидна, и поэтому же наша рабочая группа имеет соответствующее название, а ее деятельность направлена на решение, в первую очередь, социально-экономических вопросов.

- Мы понимаем, что для создания благоприятного экономического климата необходимы серьезные финансовые вложения в регион. Это будут федеральные средства?

- Очевидно, что без привлечения средств федерального бюджета решение оставшихся проблем в Пригородном районе практически невозможно. Мы сейчас с коллегами обсуждаем эту тему, чтобы заявить для рассмотрения на уполномоченном уровне перечень мероприятий, подлежащих федеральному денежному обеспечению, с одновременным внесением предложений по их финансированию за счёт привлечения инвестиционных средств.

Полагаю, что если органы государственной власти и частные инвесторы объединят свои усилия, то нам на практике удастся доказать эффективность государственно-частного партнерства.

- Недавно во Владикавказе состоялось совещание по вопросам социально-экономического развития и улучшения обстановки в Пригородном районе. Каковы результаты встречи?

- Да, 13 апреля полпред президента в СКФО Олег Евгеньевич Белавенцев провел во Владикавказе такое совещание. В его ходе состоялся, на мой взгляд, открытый и конструктивный диалог при участии глав Северной Осетии и Ингушетии Вячеслава Битарова и Юнус-Бека Евкурова.

Конечно, не обо всех наших технических и бюрократических аспектах я вам расскажу, но в целом, мы многое обсудили, а акценты расставлены следующим образом: первое - головным федеральным органом исполнительной власти в данном вопросе является ФАДН России, второе - для системного решения накопившихся проблем требуется разработка отдельной программы.

Предвосхищая возможные вопросы - формат программы мы на сегодня не рассматриваем. Для нас важен программно-целевой, системный принцип подхода к ситуации, а во что это выльется - покажет время.

- Готовы ли власти Северной Осетии и Ингушетии работать в этом направлении?

- Что касается регионов, власти и Республики Северная Осетия - Алания, и Республики Ингушетия, не только готовы, но и ежедневно работают в этом направлении. Безусловно, это заслуга глав субъектов - Вячеслава Битарова и Юнус-Бека Евкурова, но также хотелось бы отметить тесное взаимодействие республиканских министров, отвечающих за реализацию государственной национальной политики - Аслана Цуциева и Улана Евлоева. Эти люди ежедневно прикладывают усилия, благодаря которым ситуация небыстро, но всё-таки меняется в лучшую сторону.

- Готова ли молодежь к тому, чтобы переписать историю и забыть вражду, которая длится не одно десятилетие? Какая будет проводиться работа с молодежью?

- Все, и мы в Агентстве в первую очередь, прекрасно знают, что нужно создавать нормальный психологический климат в местах совместного проживания осетин и ингушей, формировать добрососедские отношения.

Не молодежь должна переписывать историю, да и вообще это не нужно! Это дело отвратительное - сколько раз у нас такое было и с какими печальными последствиями. Ведь не только молодежь должна забыть вражду! Лишь совместно, старшие и младшие поколения могут пойти навстречу друг другу.

Но мы видим свою задачу в том, чтобы выбить почву из-под ног у экстремистов всех мастей, у представителей «партии войны», которые вместо поисков путей сближения постоянно ищут «врагов» и подтверждения своей «правоты и исключительности».

Мною неоднократно подчеркивалось применительно к нашей стране, ко всем регионам, что воспитание хороших межнациональных отношений должно начинаться с детского сада, где малыши впервые соприкасаются с другими культурами, языками, обычаями и религиями.

Следующий этап - это школа. Не хочу в связи с этим лишний раз повторяться про практику раздельного обучения по национальному признаку в ряде школ Пригородного района. Объективно, с этой проблемой в регионе сейчас никто не может справиться. Но решать ее надо.

Поэтому мы планируем совместно с Минобрнауки России привлечь специалистов федерального уровня (преподавателей, методистов, психологов) к совместной работе с уполномоченными в сферах образования и межнациональных отношений органами власти Северной Осетии.

Необходимо разработать механизмы сближения учащихся, преодоления раздельного обучения, рекомендации по развитию межнационального и межкультурного диалога между детьми и подростками.

И с Минобрнауки России мы готовы обсудить вопрос, чтобы линейка учебных пособий по истории для школьников и студентов Северной Осетии и Ингушетии формировалась под эгидой министерства и применялась только с его одобрения. На мой взгляд, это позволит обеспечить единую и максимально объективную трактовку всех исторических событий, начиная с вопроса об аланских корнях народов Кавказа и заканчивая конфликтом 1992 года.

Наши дети должны дружить и всегда помнить, что их народы - часть российской нации - веками вместе жили и живут на Кавказе, в прекраснейшем уголке России.

Поделиться

Новости партнеров

Показать еще
Показать еще
Показать еще

Топ дня