Сергей Юсупов
Автор

Дешевая провокация с дальним прицелом

Кто, как и зачем пытается спекулировать на «ногайском вопросе»?

Сергей Юсупов
Автор
14.07.2017

Можно начать рассказ о текущих событиях следующим образом: «Ряд средств массовой информации в последнее время пытается нагнетать напряженность вокруг ситуации, сложившейся в Ногайском районе Дагестана…». Ну и так далее. Но подобная фраза выхолостит суть той истерии, которую сейчас навязывает не какой-то «ряд СМИ», а вполне конкретные, давно узнаваемые издания, уже буквально специализирующиеся на провокациях вокруг острых вопросов и ситуаций на территории Северо-Кавказского федерального округа. Причем не только в Ногайском районе Дагестана, а везде, где хоть чуть для них запахнет «жареным». И не суть важно, что происходит, главное – побольнее уколоть.

 

Об исторических правах

Думаете, кого-то из заказчиков этой шумихи беспокоят судьбы ногайского или адыгского населения? Думаете, их действительно волнуют мифические сексуальные меньшинства в Чечне? Ой, да «не делайте мне смешно», как говорят в Одессе!

Важный момент: нужно ясно понимать, что СМИ – это средство, а не заказчик. Убивает не камень. И даже не рука, заносящая его для удара. Убивает чья-то недобрая воля, принявшая решение убить.

И хватит на этом лирики. Перейдем к сути.  

Ногайский район, Дагестан. На территории района компактно проживают ногайцы - один из коренных народов республики. Трудолюбивый, самобытный, с уникальной культурой и богатыми традициями. Впрочем, то же самое можно сказать о каждом этносе многонационального региона.

Есть ли проблемы у ногайцев? Есть! Как и у представителей всех других национальностей великой и многогранной России. Должны ли решаться эти вопросы? Да, должны. На принципах законности и полного гражданского равноправия – независимо от национальной, религиозной или расовой принадлежности. Казалось бы – ясно, как белый свет!

И все вопросы, связанные с выборами либо назначением руководителей районного масштаба (например, Ногайского района), а также вопросы, касающиеся распоряжения муниципальными землями в зоне ведения отгонного животноводства, должны решаться на единой основе – на основе Закона.

Но не тут-то было. На поверхность всплывает национальный акцент. Вспоминаются «исконность», «традиционность», «исторические права» и тому подобные отвлеченные понятия, в которых ничего дурного нет, пока ими не пытаются подменить законность и современные реалии.

Давайте на миг себе представим, что будет, если о своих «исторических правах» заявят все этносы, проживающие на Северном Кавказе. Скажем, горские евреи потребуют автономии в пределах Южного Дагестана. И то же самое сделают дербентские азербайджанцы. Или, например, вдруг объявятся наследники Кавказской Албании (о наследниках Великой Алании даже упоминать всуе не будем). А если вдруг ногайцы, проживающие в других регионах, будут инициировать территориальные, административные либо политические вопросы на основе своих «исторических», а не конституционных прав? Все это вопросы из области риторики…

Для справки: в Ногайском районе Дагестана проживает (по переписи 2010 года) 19 556 ногайцев. Всего же их в республике – свыше 40 тысяч, а общая оценочная численность представителей ногайского этноса - около 130 тысяч человек! У них нет проблем на других территориях? Есть! И что если все они начнут выдвигать политические требования по примеру курдского народа на Ближнем Востоке, вспоминая при этом свои «исторические права»? Последствия страшно себе представить. И чтобы подобного не произошло, следует помнить простую формулу: все мы – россияне, равные граждане многонациональной державы.

А теперь внимание: никто не говорит, что людей не нужно выслушивать, не искать с ними консенсус, взаимоприемлемое решение. Это хорошо понимает власть - как в самом Дагестане, где муниципальные и межрайонные вопросы и должны рассматриваться по своему статусу, так и в ее высших эшелонах, где никогда не гнушались прислушаться к нуждам простых людей.

Но что же происходит на самом деле? Не дожидаясь законного рассмотрения и решения своих вопросов, «наиболее активная» часть населения начинает спекулировать на национальной теме, пытаясь привлечь к провокации одиозные СМИ. Очень яркий пример произошел сегодня днем, 14 июля, в столице СКФО Пятигорске.

 

Нежданная встреча – нормальный разговор 

Позволим себе сначала объективный пересказ реальных событий, ибо начинать с бреда, который преподносили читателям отдельные сетевые издания, - просто тошно.

Итак, факты. Вот что происходило на самом деле. Несколько человек, которые именовали себя «старейшинами ногайского народа», прибыли из Дагестана в Пятигорск, чтобы задать свои наболевшие вопросы полномочному представителю Президента России в СКФО. При этом они не согласовали с аппаратом полпредства (контакты есть на официальном сайте в свободном доступе) график работы полпреда и регламент работы учреждения. Просто приехали – и все тут. Как ходоки к Ленину. А только приехав – решили ознакомиться с тем самым графиком.

Трудно предположить, что ногайский народ настолько недальновиден, чтобы считать, что полпред никогда и никуда не отлучается из своей резиденции. Скорее, организаторы подобной поездки либо пренебрегли фактором согласования, либо сделали все намеренно. Ибо – как объяснить то, что достаточно «возрастных» людей отправили к полномочному представителю, не позаботившись о том, кто их там встретит?    

В это время полпред Олег Белавенцев встречал в Кисловодске спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко, а его заместитель, который курирует вопросы внутренней политики, находился в Карачаево-Черкесии, на гражданском форуме «Архыз XXI». Тем не менее, делегацию, насчитывающую, судя по сетевым фотографиям, от 12 до 15 человек, встретили уважительно. Представителя «старейшин ногайского народа» принял другой заместитель полпреда Президента России – Андрей Шишкин, который внимательно его выслушал и взял на контроль все поднятые вопросы. Беседа прошла спокойно, корректно и конструктивно.

Накладка со стороны прибывшей стороны? Безусловно. Однако высшее должностное лицо, находившееся на тот момент в полпредстве, достойно разрешило ситуацию. И поднятые вопросы будут обязательно рассмотрены.      

 

В кривом зеркале прессы

А теперь – версия так называемых «журналистов», которые, естественно, были заранее предупреждены о прибытии нежданной делегации и, как говорится, «сидели в засаде».

Сначала о цифрах. В разных изданиях они разные. И 40 человек называют в составе делегации, и 30... А на фото – максимум 12. Ладно, допустим, еще несколько человек куда-нибудь отлучились. Но неужели столь малое количество людей так трудно точно посчитать? Ладно, все понятно. Хотели подчеркнуть «массовость» - подчеркнули.

Теперь – митинг. О нем говорят взахлеб. Помилуйте, какой митинг? Зачем же врать? Люди спокойно ждали, пока их представитель беседует с заместителем полпреда – выполняет именно то, для чего и приехали. Да если кто-то митинговал – покажите фото! На снимках спокойные, уважаемые, степенные люди. Спокойно ждут, фотографируются…

«Конфликт» с правоохранителями. Это – вообще цирк. «Старейшин отгоняют от входа как назойливых мух…» - заявляет одно СМИ. «Полпредство привлекло полицию для разгона старейшин ногайского народа…» - продолжает второе. «К полпредству СКФО в Пятигорске вызвали полицию для разгона старейшин Ногайского народа…» - доходит до полного маразма третье.

При этом на многочисленных фото - не больше трех представителей охраны, обеспечивающих правопорядок в самом здании резиденции полпреда, которые мирно стоят поодаль от приехавших гостей. И, как официально заявил источник в силовых структурах, ни один (!) привлеченный сотрудник правоохранительных органов в описываемых событиях не участвовал.

Не получается что-то конфликта, не удается вылепить сенсацию… Тогда журналисты начинают бить на жалость: «Старики измождены, они преодолели сотни километров ради этой встречи...», «Изнуряющая жара, старики все утомлены… отношение жуткое к людям…».

Вот интересно: а почему же об этом не подумали организаторы поездки? Согласовать ее график они забыли или не захотели, а вот многочисленных журна… (дальше хочется добавить совсем другое окончание) предупредить не забыли. Наверное, с той целью, чтобы они заблаговременно прибыли на место события и высасывали из пальца вранье за неимением фактов.

 

Вместо диагноза, очень коротко

Стыдно должно быть, господа «журналисты». Можете называть себя кем угодно, но то, что вы сегодня изобразили в сетевом пространстве – это не журналистика. Это то слово, которое не позволяют произносить в публичном пространстве правила приличия и Роскомнадзор.

Ну а тех, кто организовал провокацию, используя уважаемых людей, стыдить не будем. С них другой спрос. Сам народ, именем которого они спекулируют, с них спросит. Не сразу, но обязательно.