Научись спасать жизнь

«Уровень социального развития общества зависит от умения его граждан оказывать первую помощь», — Александр Чуприян, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

…Автомобильная пробка росла в обоих направлениях на двухполосной трассе. Движение практически остановилось. Водители ругались, выходили из машин и вытягивали шеи, всматриваясь вперед, в надежде увидеть причину вынужденной задержки… В эпицентре события оказалась перевернутая на бок фура. Вокруг нее медленно разливалось дизтопливо вперемешку с белыми разводами молока, вытекающего из-под разодранного тента. Метрах в двадцати на обочине со сжатым в гармошку капотом и неестественно вывернутыми передними колесами стояла KIA-RIO. По вогнутой крыше и основательно помятым бокам было ясно, что до полной остановки машина несколько раз перевернулась. Из легковушки доносились стоны. Десяток человек из застопорившегося автомобильного потока столпились неподалеку, не решаясь подойти ближе. Один из водителей, услышав звуки человеческой боли, крикнул в толпу: «Эй, там раненые. Надо помочь!» Никто не пошевелился, то-ли из-за шока от увиденного, то-ли из-за боязни — а вдруг рванет. Кто-то нерешительно пробормотал: «Нельзя их трогать. Вдруг позвоночник поломан. Сделаем еще хуже…» Вскоре послышался вой сирен скорой помощи и патрульных экипажей ГИБДД. Подоспела бригада МЧС… Водитель фуры был жив и отделался небольшими ссадинами. А вот из покореженного легкового авто спасатели извлекли тяжелораненых мужчину и женщину. Как позже выяснилось, у женщины были многочисленные переломы, но она осталась жива, а мужчина скончался от сердечного приступа через пару минут после приезда «скорой»…

Печальная статистика

Данная ситуация смоделирована. Но можно с уверенностью сказать, что хотя бы раз в жизни, большинство из нас сталкивались с подобной трагедией. И ее можно было бы избежать, попытаться спасти жизнь человеку. Оказать ему первую помощь до приезда квалифицированных специалистов. Но, как показывает практика, то же большинство из нас не владеет навыками оказания первой помощи, как в медицинском плане, так и в психологическом.

В Липецкой области специалистами МЧС проводились исследования, и было выявлено, что из 97 человек, которые погибли на месте ДТП, 25 можно было спасти. То есть, получается — каждый четвертый. Это огромная цифра. После этого был проведен общий мониторинг тех служб, которые обязаны по роду своей деятельности уметь оказывать эту помощь. К сожалению, анализ ситуации показал, что даже те, кто должен уметь это делать, на практике ничего не могут.

В конце 2014 года для Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России проблемная ситуация в стране стала более-менее ясна, и надо было что-то срочно предпринимать. В связи с этим был предложен к реализации Всероссийский проект «Научись спасать жизнь». Куратором темы назначен заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян.

Трудности обучения

На базе Северо-Кавказского филиала ЦЭПП МЧС России существует студенческий психологический добровольческий отряд. В него набираются студенты-добровольцы из местных вузов. Эти студенты, имеющие сертификаты инструкторов первой помощи, и обучают широкие слои населения навыкам оказания первой помощи и психологической поддержке. Когда стали выяснять, кто же имеет право обучать этим навыкам, оказалось, что в перечне специальностей в России нет такой позиции «инструктор первой помощи». Копнули дальше, и возник, можно сказать, основной вопрос: а что такое вообще первая помощь?.. Ведь существует очень много определений: доврачебная, первая медицинская помощь, специализированная, квалифицированная и т.д. К примеру, в автошколах люди изучают этот вопрос, так или иначе. Данная тема есть и в экзаменационных билетах. Преподавание осуществляют зачастую врачи. Но имеющийся опыт говорит, что врачи не должны обучать оказанию первой помощи, поскольку они часто переходят на профессиональный уровень, не всегда понятный простому обывателю, а главное, малоприменимый в экстренных ситуациях.

Некоторые разъяснения по этому поводу дал руководитель отдела первой помощи при межведомственной группе, состоящей из специалистов Минздрава РФ, доктор наук, профессор Леонид Дежурный:

«Первая помощь — это комплекс мероприятий, который может оказать любой гражданин, даже не имеющий медицинского образования».

Есть еще нюанс. Человек, сам владеющий навыками оказания первой помощи, не всегда способен обучить этому других. Нужны педагоги-преподаватели.

Сейчас у пожарных, полиции, даже при подготовке водителей в автошколах существуют программы оказания первой помощи. Но они очень сжаты и утрированы. Более того, по содержанию и способам преподавания они абсолютно разные, порой даже противоречат одна другой. Поэтому одной из задач проекта является приведение к единообразию обучающих программ и преподаванию сертифицированными, квалифицированными специалистами.

Цели определены, задачи поставлены

Вопрос подготовки преподавателей и инструкторов был оговорен с Минздравом РФ. Определены специалисты и практически во всех филиалах ЦЭПП МЧС России назначены люди, из числа которых были подготовлены сертифицированные преподаватели. Именно они теперь имеют право готовить инструкторов, а те, в свою очередь, могут обучать широкие слои населения определенным правилам и навыкам оказания первой помощи.

Приняты направления, по которым должен развиваться проект «Научись спасать жизнь». В первую очередь, это нормативная база, в связи с чем межведомственной группой была разработана программа обучения. Для инструкторов она составляет 40 часов, для широких слоев населения — 16. В эту программу входит обучение навыкам оказания первой помощи (на сегодняшний день рассматривается восемь угрожающих жизни состояний) и психологической поддержки. Это, грубо говоря, работа с агрессией, истерикой, апатией. То есть, с острыми стрессовыми реакциями. К сожалению, на сегодняшний день таковые случаются довольно часто. И от того, насколько своевременно и качественно будет оказана первая помощь, в последующем можно рассматривать отдаленные последствия.

С целью доступности и популяризации знаний совместно с Минздравом были разработаны специальные брошюры по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим. Более того, эти памятки переведены на языки коренных народов России. В частности, на Северном Кавказе их можно прочитать на четырнадцати языках.

Для привлечения молодежи было принято решение организовать соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки. Таким образом, они прошли сначала в столицах субъектов России. Победители субъектового, отборочного тура встречались на региональных состязаниях, и победители, занявшие 1−2 места, направлялись в Москву, где в рамках выставки «Комплексная безопасность» проводились финальные всероссийские соревнования под названием «Человеческий фактор». На сегодняшний день в Москве проведено уже четыре таких ежегодных турнира.

Оказание помощи не преследуется законом

Процесс внедрения проекта пошел. Началось обучение широких масс населения, и здесь выяснилось, что люди владеют нормативной культурой на очень низком уровне. То есть, при опросе на занятиях они говорили: «Зачем трогать раненого человека, мы можем ему навредить. Вдруг у него сломан позвоночник, и наше вмешательство сделает ему еще хуже». Нормативная база, как и Административный, Уголовный кодексы, четко говорят следующее: в юриспруденции есть понятие крайняя необходимость. Человеческая жизнь является высшей ценностью. Это закреплено и в Конституции РФ. Поэтому оказание помощи, при котором может быть нанесен вред, не наказуемо и не преследуется ни по каким критериям. Даже если попытка привела к смерти. Кроме того, от перелома ребра при компрессии грудной клетки шанс умереть гораздо ниже, чем от остановки сердца, если не сделать его непрямой массаж. В данном случае риск оправдан.

В ходе изучения проблемы неоказания первой помощи выявился еще один значимый нюанс. Зачастую люди, даже владеющие такими навыками, проходят мимо беды, мимо пострадавшего. Они боятся сделать шаг и оказать помощь. В данном случае это является в неменьшей степени психологической и социальной проблемой. То есть, надо подготовить людей к тому, чтобы они сразу адекватно реагировали и были готовы к тому, чтобы оказать первую помощь на уровне рефлексов. Недаром специалисты Минздрава говорят, что лучше плохо оказанная первая помощь, чем не оказанная совсем.

Теория без практики ничего не стоит

Просто теория, без практики, ничего не стоит. Когда же человек опробовал свои знания (и не раз) на специальном манекене, это кардинально меняет ситуацию. Он сделает это и на живом человеке. Так считает начальник Северо-Кавказского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России Петр Кинасов.

В Пятигорске, на базе медицинского колледжа, был открыт первый класс по обучению навыкам оказания первой помощи. Инструкторы проводили занятия на прошедшем форуме «Машук-2017». Сейчас, с началом учебного года, планируется работа по обучению преподавательского состава в школах.

«В этой ситуации мы предполагаем, что по программе, предоставленной Минздравом, мы обучим учителей ОБЖ и тем самым сделаем хороший задел на много лет. Вопрос обеспечения манекенами в Пятигорске несколько проще, поскольку уже имеются специализированные классы (второй расположен в Пятигорском государственном университете). Кроме того, в некоторых городских школах имеются подобные классы с манекенами. «Таким образом, мы сможем обучить преподавателей ОБЖ и теории, и практике», — говорит Петр Кинасов.

 

Аналогичная работа планируется во всех субъектах Северного Кавказа. Поэтому следующим этапом развития программы является презентация проекта в семи субъектах СКФО. Целью ставится привлечение широких слоев населения, молодежных движений, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной направленности.

На территории СКФО всего два преподавателя, имеющих право готовить инструкторов. И оба они находятся в Северо-Кавказском филиале ЦЭПП. Они готовы выезжать в регионы для подготовки специалистов. Категория обучающихся будет выбрана на местах. Например, в Чеченской республике это отдано на откуп молодежным общественным организациям «Ахмат», «Рамзан» и «Путин». Очень активные молодые люди. Среди них уже есть инструкторы.

В Ингушетии, по согласованию с главой региона Юнус-Беком Евкуровым, был объявлен День первой помощи. Заранее специалист Северо-Кавказского филиала ЦЭПП  выехал в республику. Им были отобраны пятнадцать перспективных студентов из пожарно-спасательного колледжа. С ними провели соответствующие занятия по 40-часовой программе, по итогам которой новоявленным инструкторам вручили соответствующие сертификаты. А в день «Ч» все они выдвинулись в десять крупных школ региона (в г. Назрани, г. Магасе, г. Сунже) и там провели мастер-классы. После этого на базе пожарно-спасательного колледжа был открыт класс по первой помощи.

В социальном проекте активно принимает участие НКО «Кабардино-Балкария. Мир и мы» со своей программой «Кавказ без опасности». В прошлом году НКО получила грант на форуме «Машук», который предполагал открытие в субъектах хотя бы по одному классу первой помощи на регион. Были закуплены манекены. За счет средств гранта ими был приглашен специалист из Москвы, который готовил инструкторов в нескольких республиках.

Участники проекта «Кавказ без опасности» ведут статистику, согласно которой, за время существования организации их специалистами спасены четыре человека. За четыре года, возможно, это и небольшая цифра, но за ней скрываются четыре спасенные жизни. А это не сможет оценить никакая статистика.

Административный ресурс в помощь

До определенного этапа проект «Научись спасать жизнь» мог развиваться самостоятельно, силами добровольцев. Но наступил момент, когда понадобился административный ресурс, участие органов власти. В Северо-Кавказском федеральном округе было найдено полное понимание и поддержка руководства региона. Оценив значимость и, в буквальном смысле, жизненную необходимость развития проекта, полномочный представитель Президента РФ в СКФО Олег Белавенцев активно включился в работу. Им были даны необходимые поручения ответственным лицам и ведется контроль за их исполнением. Проведены совещания комиссий по ЧС СКФО, где до председателей комиссий по ЧС субъектов была доведена информация о порядке реализации проекта «Научись спасать жизнь». Назначены исполнители по субъектам.

Как говорит мировая статистика, чтобы первая помощь работала, надо обучить этому 30% населения. То есть, в масштабах СКФО, с населением в девять миллионов человек, должны подлежать обучению три миллиона, чтобы по теории вероятности при чрезвычайной ситуации рядом оказался тот, кто способен оказать первую помощь. Это непростая задача. За год-два сложно справиться. Но, тем не менее, заниматься этим необходимо.

Поделиться

Научись спасать жизнь

«Уровень социального развития общества зависит от умения его граждан оказывать первую помощь», — Александр Чуприян, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

…Автомобильная пробка росла в обоих направлениях на двухполосной трассе. Движение практически остановилось. Водители ругались, выходили из машин и вытягивали шеи, всматриваясь вперед, в надежде увидеть причину вынужденной задержки… В эпицентре события оказалась перевернутая на бок фура. Вокруг нее медленно разливалось дизтопливо вперемешку с белыми разводами молока, вытекающего из-под разодранного тента. Метрах в двадцати на обочине со сжатым в гармошку капотом и неестественно вывернутыми передними колесами стояла KIA-RIO. По вогнутой крыше и основательно помятым бокам было ясно, что до полной остановки машина несколько раз перевернулась. Из легковушки доносились стоны. Десяток человек из застопорившегося автомобильного потока столпились неподалеку, не решаясь подойти ближе. Один из водителей, услышав звуки человеческой боли, крикнул в толпу: «Эй, там раненые. Надо помочь!» Никто не пошевелился, то-ли из-за шока от увиденного, то-ли из-за боязни — а вдруг рванет. Кто-то нерешительно пробормотал: «Нельзя их трогать. Вдруг позвоночник поломан. Сделаем еще хуже…» Вскоре послышался вой сирен скорой помощи и патрульных экипажей ГИБДД. Подоспела бригада МЧС… Водитель фуры был жив и отделался небольшими ссадинами. А вот из покореженного легкового авто спасатели извлекли тяжелораненых мужчину и женщину. Как позже выяснилось, у женщины были многочисленные переломы, но она осталась жива, а мужчина скончался от сердечного приступа через пару минут после приезда «скорой»…

Печальная статистика

Данная ситуация смоделирована. Но можно с уверенностью сказать, что хотя бы раз в жизни, большинство из нас сталкивались с подобной трагедией. И ее можно было бы избежать, попытаться спасти жизнь человеку. Оказать ему первую помощь до приезда квалифицированных специалистов. Но, как показывает практика, то же большинство из нас не владеет навыками оказания первой помощи, как в медицинском плане, так и в психологическом.

В Липецкой области специалистами МЧС проводились исследования, и было выявлено, что из 97 человек, которые погибли на месте ДТП, 25 можно было спасти. То есть, получается — каждый четвертый. Это огромная цифра. После этого был проведен общий мониторинг тех служб, которые обязаны по роду своей деятельности уметь оказывать эту помощь. К сожалению, анализ ситуации показал, что даже те, кто должен уметь это делать, на практике ничего не могут.

В конце 2014 года для Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России проблемная ситуация в стране стала более-менее ясна, и надо было что-то срочно предпринимать. В связи с этим был предложен к реализации Всероссийский проект «Научись спасать жизнь». Куратором темы назначен заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян.

Трудности обучения

На базе Северо-Кавказского филиала ЦЭПП МЧС России существует студенческий психологический добровольческий отряд. В него набираются студенты-добровольцы из местных вузов. Эти студенты, имеющие сертификаты инструкторов первой помощи, и обучают широкие слои населения навыкам оказания первой помощи и психологической поддержке. Когда стали выяснять, кто же имеет право обучать этим навыкам, оказалось, что в перечне специальностей в России нет такой позиции «инструктор первой помощи». Копнули дальше, и возник, можно сказать, основной вопрос: а что такое вообще первая помощь?.. Ведь существует очень много определений: доврачебная, первая медицинская помощь, специализированная, квалифицированная и т.д. К примеру, в автошколах люди изучают этот вопрос, так или иначе. Данная тема есть и в экзаменационных билетах. Преподавание осуществляют зачастую врачи. Но имеющийся опыт говорит, что врачи не должны обучать оказанию первой помощи, поскольку они часто переходят на профессиональный уровень, не всегда понятный простому обывателю, а главное, малоприменимый в экстренных ситуациях.

Некоторые разъяснения по этому поводу дал руководитель отдела первой помощи при межведомственной группе, состоящей из специалистов Минздрава РФ, доктор наук, профессор Леонид Дежурный:

«Первая помощь — это комплекс мероприятий, который может оказать любой гражданин, даже не имеющий медицинского образования».

Есть еще нюанс. Человек, сам владеющий навыками оказания первой помощи, не всегда способен обучить этому других. Нужны педагоги-преподаватели.

Сейчас у пожарных, полиции, даже при подготовке водителей в автошколах существуют программы оказания первой помощи. Но они очень сжаты и утрированы. Более того, по содержанию и способам преподавания они абсолютно разные, порой даже противоречат одна другой. Поэтому одной из задач проекта является приведение к единообразию обучающих программ и преподаванию сертифицированными, квалифицированными специалистами.

Цели определены, задачи поставлены

Вопрос подготовки преподавателей и инструкторов был оговорен с Минздравом РФ. Определены специалисты и практически во всех филиалах ЦЭПП МЧС России назначены люди, из числа которых были подготовлены сертифицированные преподаватели. Именно они теперь имеют право готовить инструкторов, а те, в свою очередь, могут обучать широкие слои населения определенным правилам и навыкам оказания первой помощи.

Приняты направления, по которым должен развиваться проект «Научись спасать жизнь». В первую очередь, это нормативная база, в связи с чем межведомственной группой была разработана программа обучения. Для инструкторов она составляет 40 часов, для широких слоев населения — 16. В эту программу входит обучение навыкам оказания первой помощи (на сегодняшний день рассматривается восемь угрожающих жизни состояний) и психологической поддержки. Это, грубо говоря, работа с агрессией, истерикой, апатией. То есть, с острыми стрессовыми реакциями. К сожалению, на сегодняшний день таковые случаются довольно часто. И от того, насколько своевременно и качественно будет оказана первая помощь, в последующем можно рассматривать отдаленные последствия.

С целью доступности и популяризации знаний совместно с Минздравом были разработаны специальные брошюры по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим. Более того, эти памятки переведены на языки коренных народов России. В частности, на Северном Кавказе их можно прочитать на четырнадцати языках.

Для привлечения молодежи было принято решение организовать соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки. Таким образом, они прошли сначала в столицах субъектов России. Победители субъектового, отборочного тура встречались на региональных состязаниях, и победители, занявшие 1−2 места, направлялись в Москву, где в рамках выставки «Комплексная безопасность» проводились финальные всероссийские соревнования под названием «Человеческий фактор». На сегодняшний день в Москве проведено уже четыре таких ежегодных турнира.

Оказание помощи не преследуется законом

Процесс внедрения проекта пошел. Началось обучение широких масс населения, и здесь выяснилось, что люди владеют нормативной культурой на очень низком уровне. То есть, при опросе на занятиях они говорили: «Зачем трогать раненого человека, мы можем ему навредить. Вдруг у него сломан позвоночник, и наше вмешательство сделает ему еще хуже». Нормативная база, как и Административный, Уголовный кодексы, четко говорят следующее: в юриспруденции есть понятие крайняя необходимость. Человеческая жизнь является высшей ценностью. Это закреплено и в Конституции РФ. Поэтому оказание помощи, при котором может быть нанесен вред, не наказуемо и не преследуется ни по каким критериям. Даже если попытка привела к смерти. Кроме того, от перелома ребра при компрессии грудной клетки шанс умереть гораздо ниже, чем от остановки сердца, если не сделать его непрямой массаж. В данном случае риск оправдан.

В ходе изучения проблемы неоказания первой помощи выявился еще один значимый нюанс. Зачастую люди, даже владеющие такими навыками, проходят мимо беды, мимо пострадавшего. Они боятся сделать шаг и оказать помощь. В данном случае это является в неменьшей степени психологической и социальной проблемой. То есть, надо подготовить людей к тому, чтобы они сразу адекватно реагировали и были готовы к тому, чтобы оказать первую помощь на уровне рефлексов. Недаром специалисты Минздрава говорят, что лучше плохо оказанная первая помощь, чем не оказанная совсем.

Теория без практики ничего не стоит

Просто теория, без практики, ничего не стоит. Когда же человек опробовал свои знания (и не раз) на специальном манекене, это кардинально меняет ситуацию. Он сделает это и на живом человеке. Так считает начальник Северо-Кавказского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России Петр Кинасов.

В Пятигорске, на базе медицинского колледжа, был открыт первый класс по обучению навыкам оказания первой помощи. Инструкторы проводили занятия на прошедшем форуме «Машук-2017». Сейчас, с началом учебного года, планируется работа по обучению преподавательского состава в школах.

«В этой ситуации мы предполагаем, что по программе, предоставленной Минздравом, мы обучим учителей ОБЖ и тем самым сделаем хороший задел на много лет. Вопрос обеспечения манекенами в Пятигорске несколько проще, поскольку уже имеются специализированные классы (второй расположен в Пятигорском государственном университете). Кроме того, в некоторых городских школах имеются подобные классы с манекенами. «Таким образом, мы сможем обучить преподавателей ОБЖ и теории, и практике», — говорит Петр Кинасов.

 

Аналогичная работа планируется во всех субъектах Северного Кавказа. Поэтому следующим этапом развития программы является презентация проекта в семи субъектах СКФО. Целью ставится привлечение широких слоев населения, молодежных движений, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной направленности.

На территории СКФО всего два преподавателя, имеющих право готовить инструкторов. И оба они находятся в Северо-Кавказском филиале ЦЭПП. Они готовы выезжать в регионы для подготовки специалистов. Категория обучающихся будет выбрана на местах. Например, в Чеченской республике это отдано на откуп молодежным общественным организациям «Ахмат», «Рамзан» и «Путин». Очень активные молодые люди. Среди них уже есть инструкторы.

В Ингушетии, по согласованию с главой региона Юнус-Беком Евкуровым, был объявлен День первой помощи. Заранее специалист Северо-Кавказского филиала ЦЭПП  выехал в республику. Им были отобраны пятнадцать перспективных студентов из пожарно-спасательного колледжа. С ними провели соответствующие занятия по 40-часовой программе, по итогам которой новоявленным инструкторам вручили соответствующие сертификаты. А в день «Ч» все они выдвинулись в десять крупных школ региона (в г. Назрани, г. Магасе, г. Сунже) и там провели мастер-классы. После этого на базе пожарно-спасательного колледжа был открыт класс по первой помощи.

В социальном проекте активно принимает участие НКО «Кабардино-Балкария. Мир и мы» со своей программой «Кавказ без опасности». В прошлом году НКО получила грант на форуме «Машук», который предполагал открытие в субъектах хотя бы по одному классу первой помощи на регион. Были закуплены манекены. За счет средств гранта ими был приглашен специалист из Москвы, который готовил инструкторов в нескольких республиках.

Участники проекта «Кавказ без опасности» ведут статистику, согласно которой, за время существования организации их специалистами спасены четыре человека. За четыре года, возможно, это и небольшая цифра, но за ней скрываются четыре спасенные жизни. А это не сможет оценить никакая статистика.

Административный ресурс в помощь

До определенного этапа проект «Научись спасать жизнь» мог развиваться самостоятельно, силами добровольцев. Но наступил момент, когда понадобился административный ресурс, участие органов власти. В Северо-Кавказском федеральном округе было найдено полное понимание и поддержка руководства региона. Оценив значимость и, в буквальном смысле, жизненную необходимость развития проекта, полномочный представитель Президента РФ в СКФО Олег Белавенцев активно включился в работу. Им были даны необходимые поручения ответственным лицам и ведется контроль за их исполнением. Проведены совещания комиссий по ЧС СКФО, где до председателей комиссий по ЧС субъектов была доведена информация о порядке реализации проекта «Научись спасать жизнь». Назначены исполнители по субъектам.

Как говорит мировая статистика, чтобы первая помощь работала, надо обучить этому 30% населения. То есть, в масштабах СКФО, с населением в девять миллионов человек, должны подлежать обучению три миллиона, чтобы по теории вероятности при чрезвычайной ситуации рядом оказался тот, кто способен оказать первую помощь. Это непростая задача. За год-два сложно справиться. Но, тем не менее, заниматься этим необходимо.

Поделиться

Новости партнеров

Показать еще
Показать еще
Показать еще
Информационно-аналитический портал

Научись спасать жизнь

«Уровень социального развития общества зависит от умения его граждан оказывать первую помощь», — Александр Чуприян, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

…Автомобильная пробка росла в обоих направлениях на двухполосной трассе. Движение практически остановилось. Водители ругались, выходили из машин и вытягивали шеи, всматриваясь вперед, в надежде увидеть причину вынужденной задержки… В эпицентре события оказалась перевернутая на бок фура. Вокруг нее медленно разливалось дизтопливо вперемешку с белыми разводами молока, вытекающего из-под разодранного тента. Метрах в двадцати на обочине со сжатым в гармошку капотом и неестественно вывернутыми передними колесами стояла KIA-RIO. По вогнутой крыше и основательно помятым бокам было ясно, что до полной остановки машина несколько раз перевернулась. Из легковушки доносились стоны. Десяток человек из застопорившегося автомобильного потока столпились неподалеку, не решаясь подойти ближе. Один из водителей, услышав звуки человеческой боли, крикнул в толпу: «Эй, там раненые. Надо помочь!» Никто не пошевелился, то-ли из-за шока от увиденного, то-ли из-за боязни — а вдруг рванет. Кто-то нерешительно пробормотал: «Нельзя их трогать. Вдруг позвоночник поломан. Сделаем еще хуже…» Вскоре послышался вой сирен скорой помощи и патрульных экипажей ГИБДД. Подоспела бригада МЧС… Водитель фуры был жив и отделался небольшими ссадинами. А вот из покореженного легкового авто спасатели извлекли тяжелораненых мужчину и женщину. Как позже выяснилось, у женщины были многочисленные переломы, но она осталась жива, а мужчина скончался от сердечного приступа через пару минут после приезда «скорой»…

Печальная статистика

Данная ситуация смоделирована. Но можно с уверенностью сказать, что хотя бы раз в жизни, большинство из нас сталкивались с подобной трагедией. И ее можно было бы избежать, попытаться спасти жизнь человеку. Оказать ему первую помощь до приезда квалифицированных специалистов. Но, как показывает практика, то же большинство из нас не владеет навыками оказания первой помощи, как в медицинском плане, так и в психологическом.

В Липецкой области специалистами МЧС проводились исследования, и было выявлено, что из 97 человек, которые погибли на месте ДТП, 25 можно было спасти. То есть, получается — каждый четвертый. Это огромная цифра. После этого был проведен общий мониторинг тех служб, которые обязаны по роду своей деятельности уметь оказывать эту помощь. К сожалению, анализ ситуации показал, что даже те, кто должен уметь это делать, на практике ничего не могут.

В конце 2014 года для Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России проблемная ситуация в стране стала более-менее ясна, и надо было что-то срочно предпринимать. В связи с этим был предложен к реализации Всероссийский проект «Научись спасать жизнь». Куратором темы назначен заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян.

Трудности обучения

На базе Северо-Кавказского филиала ЦЭПП МЧС России существует студенческий психологический добровольческий отряд. В него набираются студенты-добровольцы из местных вузов. Эти студенты, имеющие сертификаты инструкторов первой помощи, и обучают широкие слои населения навыкам оказания первой помощи и психологической поддержке. Когда стали выяснять, кто же имеет право обучать этим навыкам, оказалось, что в перечне специальностей в России нет такой позиции «инструктор первой помощи». Копнули дальше, и возник, можно сказать, основной вопрос: а что такое вообще первая помощь?.. Ведь существует очень много определений: доврачебная, первая медицинская помощь, специализированная, квалифицированная и т.д. К примеру, в автошколах люди изучают этот вопрос, так или иначе. Данная тема есть и в экзаменационных билетах. Преподавание осуществляют зачастую врачи. Но имеющийся опыт говорит, что врачи не должны обучать оказанию первой помощи, поскольку они часто переходят на профессиональный уровень, не всегда понятный простому обывателю, а главное, малоприменимый в экстренных ситуациях.

Некоторые разъяснения по этому поводу дал руководитель отдела первой помощи при межведомственной группе, состоящей из специалистов Минздрава РФ, доктор наук, профессор Леонид Дежурный:

«Первая помощь — это комплекс мероприятий, который может оказать любой гражданин, даже не имеющий медицинского образования».

Есть еще нюанс. Человек, сам владеющий навыками оказания первой помощи, не всегда способен обучить этому других. Нужны педагоги-преподаватели.

Сейчас у пожарных, полиции, даже при подготовке водителей в автошколах существуют программы оказания первой помощи. Но они очень сжаты и утрированы. Более того, по содержанию и способам преподавания они абсолютно разные, порой даже противоречат одна другой. Поэтому одной из задач проекта является приведение к единообразию обучающих программ и преподаванию сертифицированными, квалифицированными специалистами.

Цели определены, задачи поставлены

Вопрос подготовки преподавателей и инструкторов был оговорен с Минздравом РФ. Определены специалисты и практически во всех филиалах ЦЭПП МЧС России назначены люди, из числа которых были подготовлены сертифицированные преподаватели. Именно они теперь имеют право готовить инструкторов, а те, в свою очередь, могут обучать широкие слои населения определенным правилам и навыкам оказания первой помощи.

Приняты направления, по которым должен развиваться проект «Научись спасать жизнь». В первую очередь, это нормативная база, в связи с чем межведомственной группой была разработана программа обучения. Для инструкторов она составляет 40 часов, для широких слоев населения — 16. В эту программу входит обучение навыкам оказания первой помощи (на сегодняшний день рассматривается восемь угрожающих жизни состояний) и психологической поддержки. Это, грубо говоря, работа с агрессией, истерикой, апатией. То есть, с острыми стрессовыми реакциями. К сожалению, на сегодняшний день таковые случаются довольно часто. И от того, насколько своевременно и качественно будет оказана первая помощь, в последующем можно рассматривать отдаленные последствия.

С целью доступности и популяризации знаний совместно с Минздравом были разработаны специальные брошюры по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим. Более того, эти памятки переведены на языки коренных народов России. В частности, на Северном Кавказе их можно прочитать на четырнадцати языках.

Для привлечения молодежи было принято решение организовать соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки. Таким образом, они прошли сначала в столицах субъектов России. Победители субъектового, отборочного тура встречались на региональных состязаниях, и победители, занявшие 1−2 места, направлялись в Москву, где в рамках выставки «Комплексная безопасность» проводились финальные всероссийские соревнования под названием «Человеческий фактор». На сегодняшний день в Москве проведено уже четыре таких ежегодных турнира.

Оказание помощи не преследуется законом

Процесс внедрения проекта пошел. Началось обучение широких масс населения, и здесь выяснилось, что люди владеют нормативной культурой на очень низком уровне. То есть, при опросе на занятиях они говорили: «Зачем трогать раненого человека, мы можем ему навредить. Вдруг у него сломан позвоночник, и наше вмешательство сделает ему еще хуже». Нормативная база, как и Административный, Уголовный кодексы, четко говорят следующее: в юриспруденции есть понятие крайняя необходимость. Человеческая жизнь является высшей ценностью. Это закреплено и в Конституции РФ. Поэтому оказание помощи, при котором может быть нанесен вред, не наказуемо и не преследуется ни по каким критериям. Даже если попытка привела к смерти. Кроме того, от перелома ребра при компрессии грудной клетки шанс умереть гораздо ниже, чем от остановки сердца, если не сделать его непрямой массаж. В данном случае риск оправдан.

В ходе изучения проблемы неоказания первой помощи выявился еще один значимый нюанс. Зачастую люди, даже владеющие такими навыками, проходят мимо беды, мимо пострадавшего. Они боятся сделать шаг и оказать помощь. В данном случае это является в неменьшей степени психологической и социальной проблемой. То есть, надо подготовить людей к тому, чтобы они сразу адекватно реагировали и были готовы к тому, чтобы оказать первую помощь на уровне рефлексов. Недаром специалисты Минздрава говорят, что лучше плохо оказанная первая помощь, чем не оказанная совсем.

Теория без практики ничего не стоит

Просто теория, без практики, ничего не стоит. Когда же человек опробовал свои знания (и не раз) на специальном манекене, это кардинально меняет ситуацию. Он сделает это и на живом человеке. Так считает начальник Северо-Кавказского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России Петр Кинасов.

В Пятигорске, на базе медицинского колледжа, был открыт первый класс по обучению навыкам оказания первой помощи. Инструкторы проводили занятия на прошедшем форуме «Машук-2017». Сейчас, с началом учебного года, планируется работа по обучению преподавательского состава в школах.

«В этой ситуации мы предполагаем, что по программе, предоставленной Минздравом, мы обучим учителей ОБЖ и тем самым сделаем хороший задел на много лет. Вопрос обеспечения манекенами в Пятигорске несколько проще, поскольку уже имеются специализированные классы (второй расположен в Пятигорском государственном университете). Кроме того, в некоторых городских школах имеются подобные классы с манекенами. «Таким образом, мы сможем обучить преподавателей ОБЖ и теории, и практике», — говорит Петр Кинасов.

 

Аналогичная работа планируется во всех субъектах Северного Кавказа. Поэтому следующим этапом развития программы является презентация проекта в семи субъектах СКФО. Целью ставится привлечение широких слоев населения, молодежных движений, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной направленности.

На территории СКФО всего два преподавателя, имеющих право готовить инструкторов. И оба они находятся в Северо-Кавказском филиале ЦЭПП. Они готовы выезжать в регионы для подготовки специалистов. Категория обучающихся будет выбрана на местах. Например, в Чеченской республике это отдано на откуп молодежным общественным организациям «Ахмат», «Рамзан» и «Путин». Очень активные молодые люди. Среди них уже есть инструкторы.

В Ингушетии, по согласованию с главой региона Юнус-Беком Евкуровым, был объявлен День первой помощи. Заранее специалист Северо-Кавказского филиала ЦЭПП  выехал в республику. Им были отобраны пятнадцать перспективных студентов из пожарно-спасательного колледжа. С ними провели соответствующие занятия по 40-часовой программе, по итогам которой новоявленным инструкторам вручили соответствующие сертификаты. А в день «Ч» все они выдвинулись в десять крупных школ региона (в г. Назрани, г. Магасе, г. Сунже) и там провели мастер-классы. После этого на базе пожарно-спасательного колледжа был открыт класс по первой помощи.

В социальном проекте активно принимает участие НКО «Кабардино-Балкария. Мир и мы» со своей программой «Кавказ без опасности». В прошлом году НКО получила грант на форуме «Машук», который предполагал открытие в субъектах хотя бы по одному классу первой помощи на регион. Были закуплены манекены. За счет средств гранта ими был приглашен специалист из Москвы, который готовил инструкторов в нескольких республиках.

Участники проекта «Кавказ без опасности» ведут статистику, согласно которой, за время существования организации их специалистами спасены четыре человека. За четыре года, возможно, это и небольшая цифра, но за ней скрываются четыре спасенные жизни. А это не сможет оценить никакая статистика.

Административный ресурс в помощь

До определенного этапа проект «Научись спасать жизнь» мог развиваться самостоятельно, силами добровольцев. Но наступил момент, когда понадобился административный ресурс, участие органов власти. В Северо-Кавказском федеральном округе было найдено полное понимание и поддержка руководства региона. Оценив значимость и, в буквальном смысле, жизненную необходимость развития проекта, полномочный представитель Президента РФ в СКФО Олег Белавенцев активно включился в работу. Им были даны необходимые поручения ответственным лицам и ведется контроль за их исполнением. Проведены совещания комиссий по ЧС СКФО, где до председателей комиссий по ЧС субъектов была доведена информация о порядке реализации проекта «Научись спасать жизнь». Назначены исполнители по субъектам.

Как говорит мировая статистика, чтобы первая помощь работала, надо обучить этому 30% населения. То есть, в масштабах СКФО, с населением в девять миллионов человек, должны подлежать обучению три миллиона, чтобы по теории вероятности при чрезвычайной ситуации рядом оказался тот, кто способен оказать первую помощь. Это непростая задача. За год-два сложно справиться. Но, тем не менее, заниматься этим необходимо.

Поделиться

Научись спасать жизнь

«Уровень социального развития общества зависит от умения его граждан оказывать первую помощь», — Александр Чуприян, заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

…Автомобильная пробка росла в обоих направлениях на двухполосной трассе. Движение практически остановилось. Водители ругались, выходили из машин и вытягивали шеи, всматриваясь вперед, в надежде увидеть причину вынужденной задержки… В эпицентре события оказалась перевернутая на бок фура. Вокруг нее медленно разливалось дизтопливо вперемешку с белыми разводами молока, вытекающего из-под разодранного тента. Метрах в двадцати на обочине со сжатым в гармошку капотом и неестественно вывернутыми передними колесами стояла KIA-RIO. По вогнутой крыше и основательно помятым бокам было ясно, что до полной остановки машина несколько раз перевернулась. Из легковушки доносились стоны. Десяток человек из застопорившегося автомобильного потока столпились неподалеку, не решаясь подойти ближе. Один из водителей, услышав звуки человеческой боли, крикнул в толпу: «Эй, там раненые. Надо помочь!» Никто не пошевелился, то-ли из-за шока от увиденного, то-ли из-за боязни — а вдруг рванет. Кто-то нерешительно пробормотал: «Нельзя их трогать. Вдруг позвоночник поломан. Сделаем еще хуже…» Вскоре послышался вой сирен скорой помощи и патрульных экипажей ГИБДД. Подоспела бригада МЧС… Водитель фуры был жив и отделался небольшими ссадинами. А вот из покореженного легкового авто спасатели извлекли тяжелораненых мужчину и женщину. Как позже выяснилось, у женщины были многочисленные переломы, но она осталась жива, а мужчина скончался от сердечного приступа через пару минут после приезда «скорой»…

Печальная статистика

Данная ситуация смоделирована. Но можно с уверенностью сказать, что хотя бы раз в жизни, большинство из нас сталкивались с подобной трагедией. И ее можно было бы избежать, попытаться спасти жизнь человеку. Оказать ему первую помощь до приезда квалифицированных специалистов. Но, как показывает практика, то же большинство из нас не владеет навыками оказания первой помощи, как в медицинском плане, так и в психологическом.

В Липецкой области специалистами МЧС проводились исследования, и было выявлено, что из 97 человек, которые погибли на месте ДТП, 25 можно было спасти. То есть, получается — каждый четвертый. Это огромная цифра. После этого был проведен общий мониторинг тех служб, которые обязаны по роду своей деятельности уметь оказывать эту помощь. К сожалению, анализ ситуации показал, что даже те, кто должен уметь это делать, на практике ничего не могут.

В конце 2014 года для Центра экстренной психологической помощи (ЦЭПП) МЧС России проблемная ситуация в стране стала более-менее ясна, и надо было что-то срочно предпринимать. В связи с этим был предложен к реализации Всероссийский проект «Научись спасать жизнь». Куратором темы назначен заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Чуприян.

Трудности обучения

На базе Северо-Кавказского филиала ЦЭПП МЧС России существует студенческий психологический добровольческий отряд. В него набираются студенты-добровольцы из местных вузов. Эти студенты, имеющие сертификаты инструкторов первой помощи, и обучают широкие слои населения навыкам оказания первой помощи и психологической поддержке. Когда стали выяснять, кто же имеет право обучать этим навыкам, оказалось, что в перечне специальностей в России нет такой позиции «инструктор первой помощи». Копнули дальше, и возник, можно сказать, основной вопрос: а что такое вообще первая помощь?.. Ведь существует очень много определений: доврачебная, первая медицинская помощь, специализированная, квалифицированная и т.д. К примеру, в автошколах люди изучают этот вопрос, так или иначе. Данная тема есть и в экзаменационных билетах. Преподавание осуществляют зачастую врачи. Но имеющийся опыт говорит, что врачи не должны обучать оказанию первой помощи, поскольку они часто переходят на профессиональный уровень, не всегда понятный простому обывателю, а главное, малоприменимый в экстренных ситуациях.

Некоторые разъяснения по этому поводу дал руководитель отдела первой помощи при межведомственной группе, состоящей из специалистов Минздрава РФ, доктор наук, профессор Леонид Дежурный:

«Первая помощь — это комплекс мероприятий, который может оказать любой гражданин, даже не имеющий медицинского образования».

Есть еще нюанс. Человек, сам владеющий навыками оказания первой помощи, не всегда способен обучить этому других. Нужны педагоги-преподаватели.

Сейчас у пожарных, полиции, даже при подготовке водителей в автошколах существуют программы оказания первой помощи. Но они очень сжаты и утрированы. Более того, по содержанию и способам преподавания они абсолютно разные, порой даже противоречат одна другой. Поэтому одной из задач проекта является приведение к единообразию обучающих программ и преподаванию сертифицированными, квалифицированными специалистами.

Цели определены, задачи поставлены

Вопрос подготовки преподавателей и инструкторов был оговорен с Минздравом РФ. Определены специалисты и практически во всех филиалах ЦЭПП МЧС России назначены люди, из числа которых были подготовлены сертифицированные преподаватели. Именно они теперь имеют право готовить инструкторов, а те, в свою очередь, могут обучать широкие слои населения определенным правилам и навыкам оказания первой помощи.

Приняты направления, по которым должен развиваться проект «Научись спасать жизнь». В первую очередь, это нормативная база, в связи с чем межведомственной группой была разработана программа обучения. Для инструкторов она составляет 40 часов, для широких слоев населения — 16. В эту программу входит обучение навыкам оказания первой помощи (на сегодняшний день рассматривается восемь угрожающих жизни состояний) и психологической поддержки. Это, грубо говоря, работа с агрессией, истерикой, апатией. То есть, с острыми стрессовыми реакциями. К сожалению, на сегодняшний день таковые случаются довольно часто. И от того, насколько своевременно и качественно будет оказана первая помощь, в последующем можно рассматривать отдаленные последствия.

С целью доступности и популяризации знаний совместно с Минздравом были разработаны специальные брошюры по оказанию первой помощи и психологической поддержки пострадавшим. Более того, эти памятки переведены на языки коренных народов России. В частности, на Северном Кавказе их можно прочитать на четырнадцати языках.

Для привлечения молодежи было принято решение организовать соревнования по оказанию первой помощи и психологической поддержки. Таким образом, они прошли сначала в столицах субъектов России. Победители субъектового, отборочного тура встречались на региональных состязаниях, и победители, занявшие 1−2 места, направлялись в Москву, где в рамках выставки «Комплексная безопасность» проводились финальные всероссийские соревнования под названием «Человеческий фактор». На сегодняшний день в Москве проведено уже четыре таких ежегодных турнира.

Оказание помощи не преследуется законом

Процесс внедрения проекта пошел. Началось обучение широких масс населения, и здесь выяснилось, что люди владеют нормативной культурой на очень низком уровне. То есть, при опросе на занятиях они говорили: «Зачем трогать раненого человека, мы можем ему навредить. Вдруг у него сломан позвоночник, и наше вмешательство сделает ему еще хуже». Нормативная база, как и Административный, Уголовный кодексы, четко говорят следующее: в юриспруденции есть понятие крайняя необходимость. Человеческая жизнь является высшей ценностью. Это закреплено и в Конституции РФ. Поэтому оказание помощи, при котором может быть нанесен вред, не наказуемо и не преследуется ни по каким критериям. Даже если попытка привела к смерти. Кроме того, от перелома ребра при компрессии грудной клетки шанс умереть гораздо ниже, чем от остановки сердца, если не сделать его непрямой массаж. В данном случае риск оправдан.

В ходе изучения проблемы неоказания первой помощи выявился еще один значимый нюанс. Зачастую люди, даже владеющие такими навыками, проходят мимо беды, мимо пострадавшего. Они боятся сделать шаг и оказать помощь. В данном случае это является в неменьшей степени психологической и социальной проблемой. То есть, надо подготовить людей к тому, чтобы они сразу адекватно реагировали и были готовы к тому, чтобы оказать первую помощь на уровне рефлексов. Недаром специалисты Минздрава говорят, что лучше плохо оказанная первая помощь, чем не оказанная совсем.

Теория без практики ничего не стоит

Просто теория, без практики, ничего не стоит. Когда же человек опробовал свои знания (и не раз) на специальном манекене, это кардинально меняет ситуацию. Он сделает это и на живом человеке. Так считает начальник Северо-Кавказского филиала ФКУ ЦЭПП МЧС России Петр Кинасов.

В Пятигорске, на базе медицинского колледжа, был открыт первый класс по обучению навыкам оказания первой помощи. Инструкторы проводили занятия на прошедшем форуме «Машук-2017». Сейчас, с началом учебного года, планируется работа по обучению преподавательского состава в школах.

«В этой ситуации мы предполагаем, что по программе, предоставленной Минздравом, мы обучим учителей ОБЖ и тем самым сделаем хороший задел на много лет. Вопрос обеспечения манекенами в Пятигорске несколько проще, поскольку уже имеются специализированные классы (второй расположен в Пятигорском государственном университете). Кроме того, в некоторых городских школах имеются подобные классы с манекенами. «Таким образом, мы сможем обучить преподавателей ОБЖ и теории, и практике», — говорит Петр Кинасов.

 

Аналогичная работа планируется во всех субъектах Северного Кавказа. Поэтому следующим этапом развития программы является презентация проекта в семи субъектах СКФО. Целью ставится привлечение широких слоев населения, молодежных движений, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социальной направленности.

На территории СКФО всего два преподавателя, имеющих право готовить инструкторов. И оба они находятся в Северо-Кавказском филиале ЦЭПП. Они готовы выезжать в регионы для подготовки специалистов. Категория обучающихся будет выбрана на местах. Например, в Чеченской республике это отдано на откуп молодежным общественным организациям «Ахмат», «Рамзан» и «Путин». Очень активные молодые люди. Среди них уже есть инструкторы.

В Ингушетии, по согласованию с главой региона Юнус-Беком Евкуровым, был объявлен День первой помощи. Заранее специалист Северо-Кавказского филиала ЦЭПП  выехал в республику. Им были отобраны пятнадцать перспективных студентов из пожарно-спасательного колледжа. С ними провели соответствующие занятия по 40-часовой программе, по итогам которой новоявленным инструкторам вручили соответствующие сертификаты. А в день «Ч» все они выдвинулись в десять крупных школ региона (в г. Назрани, г. Магасе, г. Сунже) и там провели мастер-классы. После этого на базе пожарно-спасательного колледжа был открыт класс по первой помощи.

В социальном проекте активно принимает участие НКО «Кабардино-Балкария. Мир и мы» со своей программой «Кавказ без опасности». В прошлом году НКО получила грант на форуме «Машук», который предполагал открытие в субъектах хотя бы по одному классу первой помощи на регион. Были закуплены манекены. За счет средств гранта ими был приглашен специалист из Москвы, который готовил инструкторов в нескольких республиках.

Участники проекта «Кавказ без опасности» ведут статистику, согласно которой, за время существования организации их специалистами спасены четыре человека. За четыре года, возможно, это и небольшая цифра, но за ней скрываются четыре спасенные жизни. А это не сможет оценить никакая статистика.

Административный ресурс в помощь

До определенного этапа проект «Научись спасать жизнь» мог развиваться самостоятельно, силами добровольцев. Но наступил момент, когда понадобился административный ресурс, участие органов власти. В Северо-Кавказском федеральном округе было найдено полное понимание и поддержка руководства региона. Оценив значимость и, в буквальном смысле, жизненную необходимость развития проекта, полномочный представитель Президента РФ в СКФО Олег Белавенцев активно включился в работу. Им были даны необходимые поручения ответственным лицам и ведется контроль за их исполнением. Проведены совещания комиссий по ЧС СКФО, где до председателей комиссий по ЧС субъектов была доведена информация о порядке реализации проекта «Научись спасать жизнь». Назначены исполнители по субъектам.

Как говорит мировая статистика, чтобы первая помощь работала, надо обучить этому 30% населения. То есть, в масштабах СКФО, с населением в девять миллионов человек, должны подлежать обучению три миллиона, чтобы по теории вероятности при чрезвычайной ситуации рядом оказался тот, кто способен оказать первую помощь. Это непростая задача. За год-два сложно справиться. Но, тем не менее, заниматься этим необходимо.

Поделиться

Новости партнеров

Показать еще
Показать еще
Показать еще

Топ дня