Елена Ленц
Автор

Современный национализм и развитие народов Кавказа

Елена Ленц
Автор
13.08.2018

Национализм в России активизировался в 1980-х годах, когда началось развитие рыночных отношений, и регионы боролись за контроль над общественной собственностью, созданной в СССР. Для этого лозунг «Каждому народу принадлежит то, что находится на его земле» - это как раз то, что нужно.


Тогда можно было говорить о культурной общности всего народа, но с развитием капитализма и ухудшением положения основной массы граждан «общность» начала исчезать. Довольно быстро из каждого народа выделилась группа людей, которая приватизировала эту собственность и стала региональной государственно-корпоративной верхушкой. С этого времени идеология национализма призвана притушить противоречия, возникшие между ней и основной частью народа. Это ничего, что республики Северного Кавказа занимают последние места в рейтингах экономического развития, разрушается инфраструктура городов и сел, и некоторым не хватает денег на то, чтобы собрать детей в школу. Главное, что мы – один народ!


На следующем этапе развития общества, когда капитализм перешел в глобальную фазу, и укрепилось государство, культивирование национальных особенностей и возведение национальных перегородок вступило в противоречие с жизнью самих народов. Можно ли искусственно спаять народ, если экономическое развитие отрывает от него целые группы и рассеивает их по разным регионам и другим странам? Молодежь, высококлассные специалисты, работники востребованных профессий уезжают с Северного Кавказа на заработки, а потом совсем переселяются за его пределы. На новых местах они теряют старые связи, приобретают новые нравы и вкусы. Единство народов также падает изнутри, благодаря обострению классовых противоречий.


В едином государстве исчезает национальная обособленность и противоположность интересов разных народов, поэтому национальные перегородки не укрепляются, а разрушаются. В XX веке объединению способствовал гигантский рост производства, с его перетасовкой народов на все более обширных территориях. Теперь к нему прибавился мощнейший информационный поток, развитие средств коммуникации и транспорта. Мы носим похожую одежду, пользуемся одинаковыми предметами быта, живем в общем экономическом пространстве и культурной среде, и от этого не перестаем быть людьми разных национальностей.


Обострение национального вопроса запутывает людей, отделяет их друг от друга, усиливает трения между ними, разрушает единство страны. Возвеличивание прав отдельных народов в рамках национальных республик идет вразрез с общими интересами государства. Это нежизненно, потому что предполагает искусственное стягивание в одну общность граждан, которых действительная жизнь разъединяет. Национализм приводит к точке зрения о необходимости разделения по национальным «квартирам», к «выращиванию» наций из небольших народов, сохранению и культивированию неких «национальных особенностей». Подчеркивается не общее между ними, а то, чем они друг от друга отличаются. Здесь гражданин единого крупного государства, прежде всего, - часть своего народа. Постепенно все, кто ставит во главу угла интересы исключительно «своих», увязают в национализме и начинают превозносить различные национальные пережитки. Обособление на национально-культурной почве, укрепление национальных перегородок отбрасывает народы назад в развитии, ведет к разобщению и консервации сложившейся системы отношений в экономике и общественной жизни.


Принцип межнационального сплочения - это необходимое условие в развитии России, как современного государства. Помимо кровнородственного единства, нас, граждан России, объединяет очень многое. Общность интересов людей разных национальностей свойственна представителям одинаковых профессий и социальных групп, работникам общероссийских предприятий и организаций, госслужащим. Нас объединяет сопричастность к общегосударственным историческим событиям и многое другое. Всё это разрушает узко национальные перегородки и в то же время не отрицает национальных особенностей.


Некоторые изображают деятельность ревнителей национального как борьбу за сохранение своих особенностей против бездушного централизма российского государства. Но это совершенно неверно. Региональные власти имеют большое количество полномочий, в мире совсем немного государств, предоставившим народам такую полноту национальной свободы, как Россия. Борьба за национальное обособление была и остается борьбой за власть над «своей» национальностью, против совместного развития разных народов. Удобный и популярный национальный лозунг прибавляется к делу лишь для обмана. Это делает очевидным стремление национальных элит не к созданию лучших условий развития для своего народа, а к свободе извлечения прибылей из его труда и сохранения своей власти. Национальный вопрос неразрывно связан с вопросом о власти. Его нельзя отделить от политики и замкнуть в культуре, забыв о существовании такой «мелочи», как необходимость жить в единстве с другими народами нашего общего многонационального государства.


Права всех национальностей России на сохранение своей самобытности гарантированы Конституцией. Никто не может (не имеет права!) насильственно вмешиваться в жизнь народов. Но это еще не значит, что не нужно бороться, против вредных и нецелесообразных требований, против национального эгоизма. Наоборот народам наиболее комфортно жить в форме, соответствующей интересам большинства. Именно поэтому, отстаивая права национальностей, нужно выступать против обязательного изучения татарского языка русскими в Татарстане, против клановости на Кавказе, ибо и то, и другое, не идя вразрез с правами татар или определенных представителей народов Дагестана, идет, однако, вразрез с интересами людей других национальностей. Действительная гарантия прав всех народов России заключается в национальном равноправии во всех его видах (изучение языков, школы и др.). Нельзя допускать никаких национальных привилегий, и какого бы то ни было стеснения или ограничения прав национальных меньшинств.


Исполнение общегосударственных законов, призванных гарантировать равноправие народов, возможно на основе дальнейшей демократизации страны. Это необходимый пункт в решении национального вопроса. Очевидно, что общие порядки в российских регионах пока что далеки от полной демократии в политической и экономической жизни. Можно с уверенностью сказать, что чем демократичнее общество, тем меньше в нем гарантий от покушений на свободу развития национальностей. К примеру, в демократической Швейцарии не возникает никаких вопросов о культурном развитии итальянского меньшинства. Другим примером является почти вся история СССР, в котором благодаря высоким нормам социалистической (не буржуазной) демократии, национальностям жилось свободно – всё равно, представляли они меньшинство или большинство.


Если же кто-то отстаивает приоритет национального над общегосударственным, то он может пойти на работу в этнографический музей. Решение национального вопроса в другом. В развитии современного содержания национальных культур. В каждой из них есть то, что понятно людям всех национальностей. Именно это необходимо всячески культивировать, но не национальные особенности, которые переходят в бесполезное украшательство.